Накануне замечательного праздника Дня Учителя в Институте математики и механики им. Н.И. Лобачевского состоялась увлекательная беседа среди пятикурсников, студентов-выпускников педагогического отделения, посвященная новым вызовам современности.
В рамках изучения курса «Информатизация управления образовательным процессом» студенты демонстрировали электронные портфолио, разработанные для презентации своей деятельности в качестве молодых специалистов, начинающих учителей математики и информатики среди педагогического сообщества. Демонстрации вызвали неподдельный интерес среди коллег «по цеху».
Впервые за 5 долгих лет совместной учебной деятельности студенты узнали друг о друге много нового. Так, оказалось, что некоторые из них являются наследниками учительской профессии. В семейных древах встречаются учителя начальных классов и физкультуры, преподаватели изобразительного искусства и математики, воспитатели детских садов. «В военные годы мой прадедушка был единственным учителем в своем районе», - рассказывает Ирина Борисова. По просьбе жителей окрестных сел и деревень, не желавших, чтобы их дети остались без образования, прадедушка Ирины отказался идти на фронт. «Его верность своей профессии послужила мне примером…», - резюмирует студентка.
Гузель Садыкова перенесла нас в далекие годы конца XIX – начала XX веков, рассказав о расцвете просвещения в стенах медресе. Гузель родилась в Ютазинском районе Республики Татарстан в селе Байряка. Это место знаменито памятником архитектуры - медресе «ГЕБӘЙДИЯ (Губайдия)», представляющим собой одно из наиболее почитаемых и крупных учебных заведений в Самарской губернии прошлых веков. Через обучение в знаменитом медресе прошли многие близкие родственники Гузель Садыковой.
Ряд студентов при поступлении в Казанский федеральный университет в Институт математики и механики не были полностью уверены в правильности своего выбора. С вектором будущей профессиональной деятельности определились лишь после педагогической практики на 4 курсе. «Я нашла свое призвание в профессии учителя только во время учебы в университете…», - так Диана Кочнева, начала свое выступление перед однокурсниками. Она же продолжает: «Профессия учителя понравилась мне своей многогранностью и удивительным процессом, происходящим в жизни учеников – переходе от незнания к знанию, в котором ты принимаешь непосредственное участие. Мне нравится работать с детьми, находить к ним и реализовывать индивидуальный подход».
Отрадно, что обучение в вузе способствует не только приращению фундаментальных знаний у наших студентов, но и развитию творческого мышления и креатива при решении учебных и профессиональных задач. Так, в результате упорной и трудоемкой работы на занятиях по методике обучения геометрии студентами был рожден YouTube канал «ПодГорело», канал с самой актуальной и проверенной информацией в сфере школьного математического образования России. Соавтором этого канала явилась Диана Кочнева. Она же и рассказала об истории возникновения этого продукта и его целях.
В центре внимания сейчас и в перспективе у наших студентов находится изучение передовых педагогических технологий, связанных с цифровой робототехникой, виртуальной и дополненной реальностью, большими объемами цифровых данных. Уже об имеющемся небольшом опыте преподавания цифровой робототехники рассказала Рания Вильданова.
Принимая во внимание новые вызовы, стоящие перед учителем-предметником, все студенты согласились с жизненной позицией-кредо Ирины Борисовой, а именно: «Пробуйте и терпите неудачу, но не прерывайте ваших стараний». Действительно, всегда во все времена было нелегко учителю «формировать ребячьи души».
Наше предназначенье, учителей, преподавателей точно описаны в стихах Ирины Паскановой, учительницы города Партизанска:
Немало зла ещё на свете,
Но согласись, мой друг, и ты
С тем, что извечно служат дети
Мерилом нашей доброты.
А если школа – знаний храм,
Учителя честны, великодушны,
Тогда не зря Господь доверил нам
Формировать ребячьи души.
Нам выпал жребий доводить
Все свои знания детишкам.
Не только совесть в них вложить,
Не только жизнь прожить по книжкам.
Нам — маяком для них служить,
Указывать им светлые пути.
Дай Бог самим достойно жизнь прожить
И детям дать разумно их пройти…