Современный учитель математики и цифровизация образования
Актуальные вопросы, связанные с подготовкой современного учителя математики в условиях цифровизации образования 1 октября обсудили участники XXXIX Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Математика – основа компетенций цифровой сферы». Семинар, посвященный 80-летию его организатора и бессменного руководителя, Александра Григорьевича Мордковича, проходит в Москве, как в очном, так и в дистанционном формате (на платформе Microsoft Teams). Ученые из 50 городов России и других стран приняли участие в пленарном заседании. Среди участников – преподаватели кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского КФУ, профессор Шакирова Л.Р., доценты Садыкова Е.Р., Разумова О.В., Фалилеева М.В., соискатель кафедры Дюпина А.Э.
С приветственным словом к участникам семинара обратился доктор исторических наук, профессор, президент ГАОУ ВО МГПУ, Рябов Виктор Васильевич. Он отметил, что Александр Григорьевич Мордкович – человек удивительной судьбы, способностей, имеет более 500 научных работ и учебников. О важности семинара рассказала в своем вступительном слове Лавренова Екатерина Владимировна, директор института цифрового образования (Москва). Открыл семинар доктор педагогических наук, профессор Александр Григорьевич Мордкович. Он подчеркнул, что в современных условиях развития общества тема семинара приобретает особую значимость.
Далее работу пленарного заседания продолжили выступления ученых из России и стран СНГ. В докладе доктора педагогических наук, профессора, Тестова В.А. (Вологда), «Математика как средство развития мышления учащихся в цифровую эпоху», раскрыта роль математики в современном образовании, охарактеризовано такое понятие, как трансдисциплинарность, освещены вопросы, связанные с нелинейностью мышления. По мнению Тестова В.А., цифровизация образования влияет на формирование личностных качеств учащихся, его компетенций, важных в цифровую эпоху.
Доклад доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, профессора Ермакова В.Г. (Гомель, Беларуссия), «Микролокальные аспекты развивающего обучения и их сбережение в условиях цифрового общества» был посвящен вопросам развивающего обучения. Докладчик отметил, что ведущая роль в современном образовании отводится обучающей среде.
О развитии образования в условиях новой технологической революции рассказал доктор педагогических наук, профессор Гриншкун В.В. (Москва). Он рассмотрел виды технологических революций, выделил их особенности на каждом этапе развития общества. В своем выступлении он отметил, что в данных условиях нужно развивать обучение с использованием объектно-ориентированного подхода, знакомить учащихся с передовыми технологиями (дополненной реальности, квантовыми вычислениями, системой электронного перевода). Освещая вопросы подготовки современного учителя математики и информатики, Вадим Валерьевич отметил, что учитель должен уметь преподавать и робототехнику, поэтому возникает необходимость разработать специальную систему его подготовки. В заключение выступления, он подчеркнул, что развитие общества способствует развитию образования.
Доклад доктора педагогических наук, профессора Ястребова А.В. (Ярославль) был посвящен ретроспективному анализу педагогического опыта, принципам, способствующим эффективной методической подготовке будущего учителя математики.
Во второй части пленарного заседания с поздравительным обращением к организатору семинара обратился Министр просвещения Российской федерации Кравцов Сергей Сергеевич. Он присоединился ко всем поздравлениям в адрес Александра Григорьевича Мордковича, отметил его неоценимый вклад в развитие математического образования в России, с благодарностью и теплотой рассказал о годах учебы в университете под руководством Александра Григорьевича. В завершении выступления наградил юбиляра Почетной грамотой Министерства просвещения РФ.
В выступлении Липатниковой И.Г (Екатеринбург), доктора педагогических наук, профессора, были рассмотрены преимущества использования цифрового обучения математике, в частности, на примере сервиса Google Classroom. В докладах кандидата физико-математических наук, профессора Когаловского С.Р. (Иваново), доктора педагогических наук, профессора Маловой И.Е. (Брянск) проведен анализ учебников Мордковича А.Г., а также материалов участников семинара за все годы
В заключительной части заседания участники семинара озвучили проблемы, которые возникают в подготовке будущего учителя математики.