Превращение КФУ из классического российского университета, то есть образовательно-научного учреждения, в исследовательский университет – одна из ключевых задач на пути продвижения вуза в глобальный топ-100. Как решить эту задачу? Некоторые ответы содержатся в исследовании, проведенном Высшей школой экономики (ВШЭ), изложение которого предлагается вашему вниманию.
Коллеги изучали процесс создания исследовательского университета основываясь на опыте следующих учебных заведений: университет Синьхуа (Tsinghua University, Китай) – THE – 50, QS – 48, QS ASIA – 14, Пекинский университет (Peking University, Китай) – THE – 45, QS – 46, QS Asia – 5, университет Уорвика (the University of Warwick, Англия) – THE – 141, QS 64, университет Помпеу Фабра (Pompeu Fabra University, Испания): THE – 164, QS – 281, Европейский университет во Флоренции (European University Institute) и три экономические школы: Стокгольмская школа экономики (Stockholm School of Economics), Парижская школа экономики (Paris School of Economics), Тулузская школа экономики (Toulouse School of Economics).
Структура управления и другие стимулы к выбору исследовательской стратегии
Структура управления исследовательским вузом гарантирует следование исследовательской стратегией. Администрация вуза обычно назначается, к примеру, советом директоров, заинтересованным в создании именно исследовательского вуза. Контроль над успехом исследований осуществляется специальным органом, например, академическим советом, состоящем из профессоров, работающих в других вузах. Существуют и другие механизмы, способствующие следованию учебным заведением исследовательской стратегией - публичное объявление стратегии и создание исследовательского института.
Обычно в вузе основные решения принимаются группой людей, состоящей из учредителей учебного заведения, представителей бизнеса, академического сообщества и власти; она может называться советом директоров, советом попечителей, высшим советом или просто советом. Этот совет назначает администрацию и определяет стратегию развития. Например, в Стокгольмской школе экономики основные решения принимаются советом директоров, состоящим из представителя города Стокгольма, Швеции, профессоров и студентов, президента школы и четырёх человек, назначенных Ассоциацией СШЭ, основавшей школу. Текущее управление осуществляется менеджментом в лице президента, старшего исполнительного вице-президента и других администраторов.
Также в исследовательских вузах создаётся академический (научный, учёный, наблюдательный, исследовательский) совет, состоящий из учёных с мировым именем, работающих за пределами университета. Он следит за высоким уровнем исследований, стандартами приёма новых профессоров и студентов. Это не позволяет учебным заведениям нанимать слабых профессоров, если, например, увеличение финансирования делает переход к преподавательской стратегии оптимальным. При создании Последипломной школы экономики Барселоны (Barcelona GSE) чтобы “поддерживать решительную приверженность высочайшим академическим стандартам был создан Научный совет, который работает, чтобы гарантировать качество преподавания, проведения исследований и приёма студентов”. В Совет входят тридцать учёных, включая 10 Нобелевских лауреатов.
Система управления Европейским университетом во Флоренции разработана таким образом, чтобы гарантировать следование замыслам его создателей - проведению исследований и подготовки PhD студентов и постдоков. Управление в университете осуществляется тремя структурами: Высшим советом, Академическим советом и президентом. Высший совет состоит из делегатов от государств, учредивших университет, и назначает президента и Исследовательский совет. Исследовательский совет помогает в работе Высшему совету. Он состоит в основном из профессоров других университетов (включая Кембридж, Сорбонну, Помпеу Фабра, Милан), назначаемых на шесть лет. Исследовательский совет собирается два раза в год и оценивает прогресс исследовательских проектов и полученные результаты, решает, как распределять финансирование по исследовательским проектам. Академический совет, включающий всех профессоров института и президента, принимает важнейшие решения, касающиеся университетской академической жизни, он назначает профессоров и занимается отбором студентов. При создании университета президент и восемь профессоров, первых членов Академического совета, были избраны голосованием государствами-создателями университета.
Приём новых профессоров происходит следующим образом. Факультет предлагает кандидатуру в Академический совет, который, в случае одобрения, передаёт её на утверждение в Исследовательский совет. Тот, в свою очередь, организует Избирательный комитет, формируемый как из профессоров университета, так и из профессоров других университетов, который утверждает решение о приёме кандидата. Таким образом, в отборе каждого профессора участвуют четыре группы учёных, что практически исключает возможность найма слабых профессоров, при этом президент и Высший совет не влияют напрямую на этот процесс. Это гарантирует, что профессорско-преподавательский состав Европейского университета во Флоренции состоит только из сильных профессоров, которые, формируя Академический совет, отвечают за набор студентов и новых профессоров, что и гарантирует следование университетом исследовательской стратегией.
Большие университеты публично объявляют о том, что они следуют исследовательской стратегией и планируют войти в число ведущих исследовательских университетов к определённому году. Помимо привлечения внимания, это способствует тому, что у руководства университета появляется стимул развивать исследования: отклонение от поставленной цели может повредить репутации университета.
В 1994 году университет Синьхуа, поставил перед собой цель стать одним из лучших университетов мира. С этой целью он принял “План трёх девятилеток”, рассчитанный на 27 лет, с 1994 по 2020 годы. Пекинский университет поставил перед собой цель стать университетом мирового уровня к 2015 году. Университет Уорвика в 2006 году принял программу Видение 2015 (Vision 2015), в соответствии с которой к 2015 году он должен войти в число 50 лучших университетов мира. Уорвик не только заявил о том месте, которое он планирует занять в рейтинге, но и чётко указал другие легко контролируемые показатели: к 2015 году в нём должны работать 45 высокоцитируемых исследователей ISI (ISI Highly Cited Researches), должно быть удвоено количество студентов, обучающихся в магистратуре и аспирантуре, удвоено финансирование, создан центр продвинутых исследований. Достижение этих легко обозреваемых целей позволит считать Уорвик университетом мирового уровня.
Выбору исследовательской стратегии также способствует создание исследовательского института при учебном заведении, как например в и Тулузской школе экономики. Парижская школа экономики и Центр экономических исследований и последипломного образования в Праге изначально были созданы как комбинация исследовательских институтов и образовательных учреждений. Многочисленные исследовательские центры созданы и при университетах Пекина, Синьхуа, Уорвика, Помпеу Фабра, в Стокгольмской школе экономики. Многие сотрудники университета работают одновременно в исследовательском центре, что исключает выбор чисто преподавательской стратегии. Более того, тот факт что университету в любом случае приходится нанимать исследователей может привести к выбору чисто исследовательской стратегии. Иногда исследовательский институт способен самостоятельно зарабатывать деньги, как например, Институт индустриальных исследований при Тулузской школе экономики, что создаёт дополнительный стимул расширять проведение исследований.
Структура финансирования
Создание исследовательского вуза финансируется государством и государственными организациями, международными фондами или бизнесом. Например, финансирование исследовательских университетов в Китае и Европейского университета во Флоренции было начато государством, Стокгольмская школа экономики была создана в основном на средства бизнеса, а экономические школы в посткоммунистических странах возникли благодаря средствам международных фондов. Некоторые вузы являются “любимыми” проектами государства, как например Университет Помпеу Фабра, или бизнеса, как Стокгольмская школа экономики, что позволяет им успешно развиваться, не заботясь о финансировании. Однако вузы созданные в Китае или посткоммунистических странах, или созданные одновременно с несколькими университетами, как университет Уорвика, должны были обеспечить себе стабильное финансирование в достаточном объёме для проведения исследований на мировом уровне.
Можно выделить два тренда в структуре финансирования исследовательских вузов: увеличение объёмов финансирования и его стабилизация. Обе цели одновременно достигаются за счёт диверсификации финансирования и создания эндаументов. Большинство исследовательских вузов получают доходы от преподавания и проведения исследований для бизнеса, организовывая компании по сбору средств с выпускников, называют профессорские должности именами спонсоров. Крупные вузы, Синьхуа, Пекинский, Уорвик основали предприятия, доход от которых идёт в бюджет университетов.
Доходы от эндаумента не играют существенной роли в бюджете вузов, описанных в данной работе. Все они молоды, и, по-видимому, пока не успели сформировать эндаументы. Государство поучаствовало в создании эндаументов Парижской и Тулузской школ экономики. Эндаументы созданы в Пекинском университете и университете Синьхуа; доходы университета Синьхуа от эндаумента составляли в 2003 году около 20 миллионов долларов.
Отдельно отметим, что успешная исследовательская деятельность увеличивает доход вузов. Как уже отмечалось, исследовательские центры при вузах выполняют платные заказы для бизнеса. Высокое качество исследований позволяет вузам назначать более высокую оплату за обучение. Получение грантов зависит от успеха проведения исследований. Например, в Великобритании раз в несколько лет проводится оценка качества исследований (Research Assessment Exercise), по результатам которой HEFCE (Higher Education Funding Council for England – Совет финансирования высшего образования Англии) принимает решение об объёме выделяемых грантов.
Для иллюстрации описанных закономерностей опишем изменение структуры финансирования университета Уорвика. Университет Уорвика является одним из самых успешных университетов Великобритании в зарабатывании денег, за что он получил прозвище “Warwick Ltd”. До 1980 года 70% финансирования университета осуществлялась из государственного бюджета. Однако в 1979 году правительством было принято решение сократить бюджет Уорвика на 10%. Уорвик был основан в 1961 году вместе с шестью другими университетами, а потому не мог попросить денег ни у выпускников, ни у фондов. Чтобы смягчить падение бюджета, университет стал открывать собственные предприятия, развивать платные учебные программы, оказывать услуги бизнесу, и уже через три года его доходы выросли на 12%. Три наиболее успешные идеи, до сих пор приносящие университету существенную долю его доходов: Производственная группа Уорвика (Warwick Manufacturing Group), занимающаяся исследованиями и разработками для промышленных предприятий, бизнес школа Уорвика (Warwick Business School) и Конференц центр Уорвика (Warwick Conference). В середине 1990х, обладая множеством выпускников и приобретя высокую научную репутацию, университет начал сбор средств для продолжения развития. Для этого он нанял директора по развитию и директора по общественным связям, а также вспомогательный персонал, что обошлось ему в 500 тысяч фунтов. В 2000 году была основана компания Warwick Ventures (Венчурные технологии Уорвика), которая управляет интеллектуальной собственностью университета; в 2008 году компания принесла более миллиона долларов дохода. Заработанные деньги позволяли университету приглашать зарубежных профессоров, открывать новые лаборатории, привлекать талантливых студентов, позволять преподавателям уделять больше времени исследованиям. Способы заработка, выбранные Уорвиком, способствовали обучению студентов и проведению исследований. Так, в основанных университетом фирмах студенты проходили практику и могли заниматься исследованиями, а развитие программы MBA не только увеличивало доход, но и улучшало качество исследований. В 2005-2006 году бюджет университета составил 330 миллионов фунтов стерлингов (для сравнения, 134 миллиона в 1995 году). Из них 87.85 миллионов были получены как оплата за обучение, 100 миллионов университет заработал при помощи собственных предприятий, 57 миллионов составили неправительственные исследовательские гранты и коммерческие контракты, 83 миллионов принесли правительственные гранты, включая гранты HEFCE.
Итак, финансирование типичного исследовательского университета увеличивается и стабилизируется. Успешная исследовательская деятельность способствует увеличению финансирования. Большинство описанных вузов прилагают усилия для создания эндаументов, однако пока они не играют важной роли в их финансировании. Отметим, что создание исследовательскими вузами эндаументов указывает на то, что стабильность финансирования способствует проведению исследований.
Профессора и финансирование
Исследовательские вузы формируют профессорско-преподавательский состав, нанимая как уже состоявшихся известных профессоров, так и молодых выпускников местных и зарубежных аспирантур. Найм известных опытных профессоров позволяет создать или улучшить программу обучения, выбрать актуальные направления исследований, помочь подготовить молодых профессоров. Богатые университеты могут позволить себе формировать профессорско-преподавательский состав в основном из зарубежных профессоров. Например, на факультете экономики и бизнеса университета Помпеу Фабра работают представители более 20 национальностей, закончившие лучшие аспирантуры мира. В Европейском университете во Флоренции работают профессора со всей Европы, уже успевшие достигнуть успеха в исследованиях.
Китайские вузы не настолько богаты, чтобы сформировать профессорско-преподавательский состав только из западных профессоров, поэтому они нанимают также выпускников собственных аспирантур, аспирантур других китайских и зарубежных вузов и развивают их до мирового уровня. Из 100 преподавателей Guanghua School of Management в Пекинском университете, 65 имеют дипломы PhD зарубежных вузов. В Китайском центре экономических исследований при Пекинском университете из 26 сотрудников 24 имеют дипломы PhD американских аспирантур. Около половины преподавателей Школы экономики и менеджмента университета Синьхуа имеют диплом PhD этого же университета, однако 80% преподавателей обучались за рубежом. В школе есть программа по которой молодых профессоров посылают в ведущие бизнес школы на стажировки (включая Wharton School, Harvard Business School, MIT Sloan). Школа нанимает всемирно известных профессоров ведущих университетов (MIT, Columbia, Berkeley, Yale) для проведения исследований и преподавания, модернизации программы обучения и тренировки молодых профессоров. И университет Пекина и университет Синьхуа взаимодействуют более чем со 150 университетами по всему миру, что способствует обмену опытом и повышению квалификации преподавателей.
Университеты и правительство Китая основали множество программ, стимулирующих развитие профессорско-преподавательского состава. По государственной Программе 985, направленной на создание в Китае университетов мирового уровня, финансируется участие китайских профессоров в международных конференциях и приглашение профессоров из других стран в Китай. Программа “Changjiang Scholar Award Plan” направлена на борьбу с “утечкой мозгов”. По ней молодые инженеры и учёные в области точных наук, получивших образование за пределами Китая и достигшие значительных успехов, получают премию в 12 500$ в год, а также дополнительное финансирование исследований от университета. Десятки профессоров университетов Синьхуа и Пекина получают финансирование по этой программе. Государственный план Chunghui направлен на приглашение в страну выходцев из Китая, и гарантирующий им возможность выехать обратно. В 1995 году университет Синьхуа основал “Премию новым учёным” (“Award for New Academics”), которую к 2008 году получили 124 профессора, достигшие значительных успехов в преподавании или исследовательской деятельности. Премия “За отличие в преподавании молодыми преподавателями” (Award for Teaching Excellence by Young Teachers), была основана в 1996 году, и с тех пор присуждалась 148 раз. В 1998 году университет запустил “Программу набора ведущих сотрудников” (“Leading Faculty Recruitment Program”) с целью помочь талантливым учёным стать ведущими учёными в университете; в 2008 году программа поддерживала 116 сотрудников.
Талантливые профессора имеют возможность получить хороший долгосрочный контракт в лучших университетах мира; создающиеся исследовательские вузы должны предоставлять им не худшие контракты. В частности, во многих западных университетах профессор имеет возможность получить контракт пожизненного найма (теньюр), что привлекательно, поскольку гарантирует возможность проводить долгосрочные исследования и предоставляет академическую свободу. Пожизненный контракт привлекателен для университетов, поскольку способствует эффективному приложению усилий молодыми профессорами, а уже получившие его профессора действуют в интересах университета, с которым они решили связать свою жизнь. Стокгольмская школа экономики ввела контракт пожизненного найма в 2005 году, чтобы “структурировать карьерный путь” сотрудников. Возможность получения пожизненного контракта есть у профессоров университета Помпеу Фабра и Тулузской школы экономики. В Европейском университете во Флоренции контракт с профессором заключается на пять лет с возможностью продления на три года.
Одна из основных идей теоретической модели – наличие эндаумента способствуют найму сильных профессоров, так как талантливые профессора соглашаются только на долгосрочные контракты разрыв которых дорог для вуза. Как уже отмечалось, в выбранных нами вузах эндаументы пока не играют большой роли, и во многих из них контракты пожизненного найма только начинают предоставляться, так что это утверждение сложно проверить. В РЭШ, например, первые пожизненные контракты стали предоставлять ещё до создания эндаумента. Далее описан пример того, как эндаумент способствует проведению исследований – создание Фонда Жан-Жака Лаффона в Тулузской школе экономики. Затем описаны две успешные программы, проведённые в университетах Уорвика и Синьхуа, и демонстрирующие, как создание специальных фондов, гарантирующих выполнение контракта со стороны университета, позволяет привлечь талантливых профессоров.
В 2007 году правительство и академия наук Франции запустили программу RTRA с целью улучшить качество исследований в стране. Тулузская школа экономики была одним из 13 исследовательских центров, участвовавших в программе. Государство выделило в эндаумент школы 12.8 миллионов евро, а также взяло на себя обязательство пожертвовать по одному евро на каждый евро, пожертвованный частными компаниями. В результате эндаумент ТШЭ составил 76 миллионов евро, что позволило ей получать доход около 3 миллионов евро в год. Для управления эндаументом был создан Фонд Жан-Жака Лаффона. Фонд создал стипендии для иностранных студентов, ввёл премии профессорам за научные публикации, основал две программы набора профессоров. По первой из них приглашаются известные экономисты любой национальности на 1-3 года; уже были приглашены пять профессоров из университетов Чикаго, Оксфорда, Лондонской Школы Экономики, Колумбийского университета, Лондонского имперского колледжа. Вторая программа предназначена для набора молодых исследователей, получивших степень PhD, её участники получают временный контракт с перспективой получения постоянной позиции. В течение следующих трёх лет планируется создать 18 регулярно возобновляемых профессорских позиций (9 по каждой программе).
В 2001 году в университете Синьхуа был учреждён “Фонд найма профессоров университета Синьхуа” (“Tsinghua Chair Professorship Fund”), на средства которого университет приглашает всемирно известных учёных и профессоров на должности деканов факультетов или профессоров. В их обязанности входит формирование программы преподавания, начало новых исследовательских проектов или участие в исследовательских проектах, важных для китайской экономики. Также эти профессора должны читать курсы, работать с аспирантами, проводить исследования и получать результаты мирового уровня. Чтобы стать участником этой программы, учёный должен быть номинирован выдающимся учёным в той же области науки, окончательное решение принимается специальной комиссией и президентом университета. Средняя зарплата профессора, участвующего в программе – сто тысяч долларов США в год (примерно в 20 раз больше средней зарплаты в Китае). Данная программа позволила университету нанимать профессоров ведущих университетов мира – Принстона, Стэнфорда, Дьюка. В 2007 года в программе участвовало около двадцати человек, многие из которых имели китайские корни. Фонд состоит из фондов двух типов. Если благотворитель жертвует более двух миллионов долларов, то ежегодный доход, полученный от этой суммы, используется для поддержки одного профессорской должности в области, выбранной благотворителем, и профессорской позиции навсегда присваивается имя благотворителя. Если благотворитель жертвует более одного миллиона долларов, тогда профессорская должность будет финансироваться и носить имя благотворителя в течение трёх-шести лет (сайт университета, сайт TUEF).
В 1994-1995 университет Уорвика с целью улучшить качество профессорско-преподавательского учредил 50 грантов сроком на 6 лет; общая стоимость программы составила 10 миллионов фунтов. Получатель становился сотрудником университета, но имел крайне низкую учебную нагрузку, так что мог посвящать большую часть времени исследованиям. Если через 6 лет он достигал серьёзных успехов, признанных мировым сообществом, то получал постоянную позицию в университете. Конкурс на гранты составил 40 человек на место. Всего было принято 36 человека, из них 20 были из Великобритании, 7 из других европейских стран, и 9 не из европейских стран. Из принятых 12 человек на момент программы работали в Оксфорде или Кембридже, а 16 когда-то там учились или преподавали. Таким образом, программа показала, что, заплатив достаточно денег и предложив привлекательные условия работы можно привлечь сотрудников более престижных университетов. Примеру Уорвика последовали многие британские университеты. Университет Ковентри предложил 12 грантов сроком на 6 лет с оплатой в 2 раза выше средней. Университет Суррея заявил, что он “инвестирует в качество” создав 30 трёхлетних позиций для “выдающихся учёных”; финансирование позиций должно было быть осуществлено благодаря доходу от фонда, управляющего технопарком университета.
Итак, исследовательские университеты нанимают как уже состоявшихся известных профессоров, так и молодых выпускников аспирантур, но затем способствуют их развитию. Вузы вводят контракты пожизненного найма, даже не обладая гарантированным финансированием. Создание специальных фондов для найма профессоров помогает нанять исследователей мирового уровня, что поддерживает предсказание модели, что наличие стабильного финансирования способствует найму талантливых профессоров.
Студенты и финансирование
Исследовательскому университету необходимы сильные студенты. Наличие талантливых профессоров само по себе позволяет привлекать сильных студентов, однако могут возникнуть три препятствия. Первое – в стране может не быть сильных студентов по какому-то конкретному направлению. Второе – в стране, где находится вуз, может не быть достаточного количества сильных студентов. Третье – многие сильные студенты не имеют возможность самостоятельно оплачивать своё обучение, им необходимо предоставить стипендии и гранты, что повышает расходы университета.
Исследовательские университеты набирают студентов не только из города, где они расположены, но по всей стране или по всему миру. Это не только позволяет повысить уровень студентов, но и демонстрирует престиж университета, количество иностранных студентов входит в рейтинги университетов мира. В университете Уорвика, которому приходиться конкурировать за лучших британских студентов с Кембриджем и Оксфордом, обучаются студенты более чем из ста стран мира. Чем более исследовательски ориентирована программа обучения, и чем выше её уровень, тем меньше достаточно сильных студентов можно найти в своей стране. В бакалавратуре университета Помпеу Фабра 6% студентов – иностранцы. Однако в аспирантуре, более глубоко ориентированной на исследования, их уже 39%, в Постбакалаврской барселлонской экономической школе, лучшей экономической школе Испании, их 90%.
Другой наглядный пример - университет Уорвика. На данный момент в нём обучается 7000 студентов постбакалаврского обучения и 11200 студентов бакалавриата, конкурс составляет около 9 человек на место. Один из пунктов программы Видение 2015 – увеличить число студентов постбакалаврского образования в 2 раза к 2015 году. Другой – увеличить число иностранных студентов в университете до 25%. Таким образом, расширение общего числа студентов будет сопровождаться увеличением числа иностранных студентов. Тулузская школа экономики также подтверждает это правило. Фонд Жан-Жака Лаффона учредил стипендию для иностранцев, желающих обучаться в аспирантуре ТШЭ, которая “укрепит престиж аспирантуры ТШЭ, используя известность экономистов Тулузы, и тем самым привлечёт студентов в ситуации свирепой международной конкуренции”.
Чтобы принять талантливых студентов, исследовательские университеты часто освобождают их от оплаты за обучение и предоставляют стипендии. Например, в Европейском Университете во Флоренции большинство студентов обучается бесплатно. Финансирование исследовательских университетов не зависит от оплаты за обучение, хотя она и может составлять часть их доходов. Как уже упоминалось, оплата за обучение составляет всего 27% бюджета университет Уорвика. В бюджете Стокгольмской Школы Экономики доходы от преподавания и проведения исследований составляют всего 14%, а доход от программы MBA 8%. Значительно больше - 35% школа получает от основавшей её организации бизнеса, 18% как грант шведского правительства, то есть из источников, которые не зависят напрямую от количества студентов.
Вышеупомянутые исследовательские вузы престижны и известны. Они без труда смогли бы нанять ещё (более дешёвых) профессоров и принять больше студентов. Однако университеты Синьхуа и Пекина не являются самыми большими университетами Китая, а набор в экономические школы в посткоммунистических странах не превышает 100 человек в год, даже несмотря на высокие карьерные перспективы, открывающиеся перед их выпускниками. Тот факт, что университеты тщательно подходят к отбору студентов, и несут существенные издержки, связанные с их приёмом, подтверждает вывод теоретической модели – размер исследовательского университета ограничен числом сильных студентов. Увеличение финансирования приводит не к смене стратегии на преподавательскую, а к увеличению конкуренции за студентов, что, вероятно, вызвано созданными администрации стимулами следовать исследовательской стратегией.
Суммируя сказанное, исследовательские учебные заведения уделяют много внимания поддержанию высокого качества своих студентов. Они привлекают студентов из других дисциплин и из-за рубежа, предоставляют студентам стипендии и гранты. Бюджет исследовательских вузов не определяется оплатой со стороны студентов. Размер исследовательских университетов ограничен числом сильных студентов: несмотря на их престиж и возможность увеличить платный набор, они этого не делают.
адмирал-генерал
12.03.14, 16:49
-1
|
никто и не спорит что студент должен учиться! только цель университета 21 века - to produce knowledge, rather than teaching. Хотим мы этого или нет |
Вячеслав Зубаков
11.03.14, 18:15
+1
-3
|
Всё это пародия на образование - которое никогда не было связано с наукой и никогда не способно будет с ней связаться... Студент должен учиться - через неуды и пропуски занятий, через тернии к звёздам... Только потом можно будет определить его способность к исследованиям или инновациям. Наука не терпит суеты и меркантильности. Мы потеряем и образование, и научные кадры - если будем следовать рекомендациям ВШЭ. Киевский майдан - это пример убогости болонской системы. |
Поиск
11.03.14, 12:09
|
См: http://www.poisknews.ru/theme/ran/8940/ |
автор2
11.03.14, 11:06
+6
|
Прежде чем развивать преподавание на английском, надо чтобы преподаватели английского языка для студентов-нелингвистов хотя бы нормально занятия проводили, а не сачковали при каждом удобном случае! студенты первого курса забыли все, что им дала школа на уроках английского с таким преподаванием в универе. А те, у кого английского не было в школе, его и в универе не получают!У кого были приличные знания языка в группе вместе с начинающими совсем деградировали! |
адмирал-генерал
10.03.14, 22:08
+2
-2
|
КФУ надо развивать преподавание на английском |
автор
09.03.14, 16:18
+10
-2
|
А кто-нибудь провел мониторинг нашего университета и сравнил с мировыми центрами. и какие у нас перспективы после присоединения всяких филиалов и и пединститутов. |