Нецензурная лексика в кино – один из самых спорных приемов в кинематографе. Тонкую грань между “мат, как средство выражения мысли” и “мат, как манипулирование” попытались провести спикеры программы фестиваля “Время кино” и студенты Казанского федерального университета.
Стартом дискуссии “Шах и мат в кино” был внеконкурсный показ короткометражных фильмов в рамках программы “На лабутеНАХ”. Студентами были просмотрены картины молодых российских режиссеров из Казани, Екатеринбурга и Москвы. Короткометражки – интересные и все разные, но единые в одном: в каждой из них присутствовали нецензурные слова. Настолько ли они необходимы в кино?
Фото: Максим Зарецкий
Известный российский киновед, культуролог, программный директор Московского Международного кинофестиваля Кирилл Разлогов напомнил, что мат – это огромный пласт русской культуры. Даже несмотря на то, что из-за закона о нецензурной лексике мат “запикивают”, заменяют на синонимы, фантазируют, кино все равно живет реальной, настоящей жизнью. И зритель – тоже настоящий.
“В России есть закон о нецензурной лексике в кинематографе. Но реальная жизнь идет совсем по-другому. Люди будут говорить те слова, которые нужно; будут понимать те слова, которые нужно. Такой вот парадокс”, – отметил кинокритик и педагог.
Бранные слова, безусловно, сильны в своей эмоциональности. Звучащие с экранов нецензурные выражения позволяют кинорежиссерам передать зрителю именно те необходимые мысли, эмоции и чувства, которые важны в данный момент, уверены гости дискуссии. Зачастую мат, используемый героем картины, характеризует его самого, его эпоху, время, место действия.
Фото: Максим Зарецкий
Один из спикеров, руководитель направления «КАРО.Арт» Макс Горбов, аргументировал позицию на примере: “В фильме “Изображая жертву” есть десятиминутный монолог в исполнении следователя. Если его править, вырезать – герой попросту пропадает”.
Исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин в свою очередь сделал важный акцент на том, что режиссеры в первую очередь должны отдавать себе отчет в том, насколько использование нецензурной лексики действительно должно быть уместно: “Художник ответственен за свое творчество перед зрителем, психику которого необходимо уважать”.
Фото: Максим Зарецкий
Резюмируя непростой часовой разговор программный директор Международного молодежного кинофестиваля Адиля Хайбуллина поблагодарила спикеров и студентов за активное обсуждение такой непростой темы. По мнению спикера, нецензурная лексика может быть только средством выражения мысли и позиции художников, а не манипулирования сознанием.
Карина Хабибрахманова