30 марта 2019 года в Высшей школе иностранных языков и перевода ИМО КФУ прошла работа секции «Английский, немецкий и французский языки: перевод и межкультурная коммуникация» в рамках IV Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся им.Н.И. Лобачевского. Впервые отдельная секция была организована для учащихся 4-7 классов и их увлеченность, заинтересованность и способности к исследовательской работе не смогли оставить равнодушными членов жюри. Секция для старшеклассников (8-11 классы) была более многочисленной, чем обычно – до очного тура комиссия допустила 16 работ. На редкость широкой оказалась география участников: к научному мероприятию проявили интерес не только казанские школьники, но и учащиеся из районов Республики Татарстан, а также из Республики Марий Эл и Удмуртской Республики.
В день заседания секции была проведена презентация Высшей школы в рамках профориентационной работы. Участники узнали больше о студенческой жизни ИМО и задали интересующие их вопросы.
Темы докладов затронули самые разные научные аспекты: языковые особенности публицистических, рекламных и художественных текстов, разговорной речи, вопросы переводоведения, лексикологии, топонимики, литературоведения, лингвострановедения, лингвокультурологии, проблемы изучения иностранных языков, а также посткроссинг и волонтерство как социокультурные феномены. В состав комиссии вошли: председатель – д. пед. н., директор Высшей школы иностранных языков и перевода Сабирова Д.Р., член комиссии – к. филол. н., доцент кафедры европейских языков и культур О.Г. Палутина, член комиссии и координатор секции – к. филол. н, доцент кафедры европейских языков и культур Бобырева Н.Н.
В секции для 4-7 классов места распределились следующим образом. Первым призером стала ученица 4 Олимпиадно-научного центра СОлНЦе г. Казани Шкуро Мария. Второе место разделили ученик 6 класса Татарской гимназии № 11 г. Казани Сафин Булат и ученица 7 класса Юбилейной СОШ Завьяловского района Удмуртской Республики Казакова Елизавета. Дипломами третьей степени были награждены Баринова Мария (7 класс, Гимназия-интернат №4, г. Казань), Вагизова Камилла (7 класс, Гимназия №12, г. Казань), Юрова Рамина (5 класс, Гимназия №12, г. Казань).
Заседание секции для 8-11 завершилось со следующими результатами. Первое место поделили ученица СОШ №1 из г. Можга (Удмуртская Республика) Зулькарнаева Валерия и ученица 11 класса Гимназии №17 г. Казани Миннигалиева Гульсина. Второе место заняли: ученица 11 класса Гимназии-интерната №4 г. Казани Гайсина Алина; ученица 11 класса Политехнического лицея-интерната г. Йошкар-Олы (Республика Марий Эл) Гараева Марина; ученица 10 класса СОШ №39 г. Казани Побежимова София. Грамотами и призами за третье место были награждены Абязов Фархат (9 класс, лицей №5, г. Казань), Миначев Динар (11 класс, Шланговская СОШ, Дрожжановский район РТ), Рябинина Адель (10 класс, Гимназия №16, г. Казань).
В этом году среди участников была сильнейшая конкуренция. Представленные проекты – действительно оригинальные и практико-ориентированные научные исследования. Каждый доклад вызвал вопросы не только у членов комиссии, но и у других участников, что говорит об уникальности работ. Высокий уровень наглядности, умелое использование аудиовизуальных средств, демонстрация иллюстративных примеров, интерпретация результатов работы с респондентами, интерактивная подача материала, грамотный английский язык – все это украсило доклады и презентации. Комиссия высоко оценила общий уровень учебной и языковой подготовки юных исследователей, а также творческие способности и начитанность.
Самое приятное и радостное – это то, что количество участников и качество представляемых на рассмотрение проектов с каждым годом возрастает. И мы выражаем надежду на то, что данная позитивная тенденция останется неизменной. Со своей стороны, мы всегда открыты для сотрудничества с учителями и учащимися школ с целью профориентационной работы, научного консультирования и повышения квалификации педагогов.