Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.
Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.
Ярким примером такого взаимодействия является работа Елабужского института с Университетской школой. Опыт работы был представлен преподавателями кафедры теории и методики дошкольного и начального образования на VIII Международном педагогическом форуме IFTE-2022. Преподаватели кафедры и учителя начальных классов поделились своими результатами на круглом столе «Диалог школы и университета: научные исследования, обновление методик», организованным совместно с кафедрой начального образования Института психологии и образования.
В докладе «Интеграция кафедры с начальном звеном Университетской школы как фактор повышения качества образования» доцент Фарида Газизова и старший преподаватель Алеся Нуриева сделали акцент на работу по дорожной карте, направленной на реализацию образовательных технологий как фактора эмоционального, социального и интеллектуального развития школьника, призванные, в свою очередь, обеспечить его успешную социализацию в цифровом образовательном пространстве. К формам сетевого взаимодействия можно отнести совместное осуществление процесса обучения, использование кадровых ресурсов, организационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия, использование материально-технических ресурсов.
Модератор секции, заведующая кафедрой начального образования Института психологии и образования, профессор Венера Закирова подчеркнула, что магистральной задачей сотрудничества Университетской школы и вуза является обеспечение современного качества образования и формирование позитивного имиджа школы в социальном окружении за счет высокого уровня обучения и инновационной активности.
Проведение исследований в области специфики психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе, является одним из наиболее значимых мероприятий, которые проводит кафедра. О результатах проводимых исследований рассказали доценты Розалия Миннуллина и Татьяна Галич в докладе «Исследование профессиональных предпочтений у младших школьников». За истекший период проведены исследования по выявлению отношения младших школьников к методам работы на уроке, а также исследование личностной сферы детско-родительских отношений младших школьников. В исследованиях принимали участия 150 учащихся начального звена (2-4 классы) университетской школы, их родители и учителя начальных классов.
Доклад учителя Лилии Агафоновой «Инновационная образовательная практика начального звена университетской школы в контексте современных образовательных реалий» вызвал особый интерес у участников круглого стола. Лилия Гузинуровна рассказала о совместной работе по проекту «Ассистент учителя», организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках студенческого кружка «Stud-Skills».
Вопросам повышения качества образования был посвящен доклад учителя начальных классов Университетской школы Татьяны Лобиной «Развитие учащихся путем решения задач нестандартными способами». Она отметила, что специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким предметам. Именно введение интегрированных уроков позволит учителю с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое. Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых и парных формах коллективных занятий.
В заключении работы круглого стола Фарида Газизова сделала акцент, что основными факторами, вызывающими целесообразность проведения совместной работы вуза и Университетской школы является то, что государственно-общественный характер управления образованием предполагает консолидацию всех учреждений и сил общественности, заинтересованных в совершенствовании образования и формировании личности каждого гражданина. Эта консолидация может успешно осуществляться только на основе взаимодействия и сотрудничества этих сил.