В рамках Дня российской науки в стенах Университетской школы прошло открытое заседание участников НСК «LinguaСкоп».
Заседание объединило студентов-филологов 3 и 4 курсов отделения филологии и истории Елабужского института КФУ и учащихся 7-8 классов, которым еще предстоит сделать свои «первые шаги» в лингвистическую науку.
Интерактивная лекция на тему «В мире поликодовых текстов: как их читать?» была подготовлена научным руководителем НСК к.ф.н. доцентом Юлией Даниловой, студентами Гульчехрой Сайерабековой, Екатериной Красновой, Софьей Андреевой.
Открыла мероприятие Софья Андреева, которая рассказала участникам о значимости Дня науки в РФ, об истории и традициях данного праздника. Затем Юлия Данилова познакомила обучающихся «Университетской» школы с НСК «LinguaСкоп». Она рассказала о цели и задачах кружка, основных направлениях научных исследований, в рамках которых студенты ведут свои научные исследования. В качестве примеров привела формулировки студенческих научных исследований и отметила, что для продуктивной научно-исследовательской деятельности в первую очередь важно овладеть метаязыком и специальным инструментарием. Также ею было отмечено, что трансформация «SPOD-мир => VUCA-мир => BANI-мир» (являясь одним из ключевых факторов современной научной парадигмы) обусловливает специфику текстов. В частности, наряду с линейными текстами в современном лингвосоциуме особую популярность приобрели так называемые поликодовые (креолизованные, мультимодальные) тексты.
Разговор о специфике поликодовых текстов продолжила спикер Гульчехра Сайерабекова: в ходе своей презентации она познакомила учащихся и студентов с миром динамичных мультимодальных текстов и представила результаты комплексного семантического анализа вербальных и невербальных маркеров мультсериала «Про Миру и Гошу», который позволяет декодировать его денотативное, концептуальное и эмотивное пространства. Отметим, что школьники с увлечением погрузились в это интерактивное исследование, смогли взглянуть посредством «лингвистического микроскопа» на любимые мультфильмы под другим углом и почувствовать себя причастными к миру лингвистической науки.
Екатерина Краснова привела примеры интернет-мемов как статических поликодовых текстов. Совместно со спикером школьники попытались проанализировать мемы и декодировать посредством контент-анализа заложенные в них смыслы. Интерес, который проявляли школьники, был очевиден и создавал атмосферу активного участия и интеллектуального взаимодействия. Реакции обучающихся и готовность к диалогу подчеркнули значимость и актуальность данного вопроса.
Интерактивная лекция, таким образом, стала интересным и познавательным опытом, в ходе которого все участники данной встречи получили новые знания и навыки. Спикеры своим примером постарались активизировать в них желание заниматься наукой и творчески мыслить.
Приятным моментом стала обратная связь школьников, например, Анастасия Шашарина, ученица 7 «Б» класса отметила: «Занятие было очень познавательным и интересным. Я в восторге от того, что узнала сегодня». Мы надеемся, что данная встреча стала вдохновляющей для всех участников и вызвала у них желание продолжить свое интеллектуально-творческое развитие и принимать активное участие в научных исследованиях.