Екатерина Кудрявцева выступила на конференции «Современный учитель – профессиональная компетентность и социальная значимость».
Научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института Казанского федерального университета Екатерина Кудрявцева рассказала о проекте на КомПас на IV Международной научно-практической конференции «Современный учитель – профессиональная компетентность и социальная значимость» в Донецком государственном университете.
КомПас, или Компетентностное поле личности (запатентировано Р.И. Кузьминовым, автор идеи и научный руководитель проекта Е.Л. Кудрявцева) – эффективно работающее платформенное решение, проходящее апробацию в разных странах мира в течение 5 лет. Этот продукт лаборатории был представлен в секции «Компетентностный подход как фактор становления профессиональной личности педагога».
Организаторы поставили целью конференции «обсуждение широкого круга вопросов, связанных с формированием в общественном пространстве высокой и социальной значимости роли учителя; со становлением профессиональной личности педагога в аспекте компетентностного подхода; с современными тенденциями в образовании, направленными на формирование у обучающихся системы личностных ценностей, профессионально значимых качеств; с внедрением информационных технологий в обучение».
«Общий профиль педагога и специализации по различным направлениям педагогической деятельности – то, с чего собственно КомПас начинался, поскольку базой для его испытаний и внедрения стали вузы международных сетевых лабораторий "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования" (головной вуз – ранее один из ведущих педагогических институтов России, ныне Елабужский институт КФУ), – поясняет Екатерина Кудрявцева. – Для сборки профилей педагогов во избежание формального подхода, отрывающего педагогическую деятельность от рынка, были положены не только госстандарты, но и выявленные на рекрутинговых платформах ожидания работодателей, а также результаты много лет проводившихся опросов педагогических работников по их компетенциям (в рамках различных проектов НОЦ «ИКаРуС» и партнеров)».
Ключевыми компетенциями педагога в результате стали: системность, медиа-компетенция, способность и готовность анализировать и интерпретировать информацию (поиск индивидуальных смыслов) – вертикаль исполнителя-интегратора решений; а также креативность, социальный интеллект и умение эффективно презентировать информацию – вертикаль лидера-визионера.
То есть педагог должен совмещать в себе исполнительские и лидерские компетенции. Мета-компетенции, важные для работы в образовательной среде, в первую очередь, Я-компетенция (педагог как личность, подобная Аристотелю или Платону), во-вторых распределенное сетевое лидерство (педагог как соорганизатор и содеятель иных педагогов и учеников как равных) и, в третьих, – антихрупкость (готовность к новым вызовам, базирующаяся на Я-компетенции, личностном подходе педагога).
Пресс-служба Елабужского института КФУ

