В ходе ее профессор Белозерцев рассказал слушателям о фундаментальных понятиях образования
Сегодня в Елабужском институте КФУ в рамках Махмутовских чтений состоялась лекция, посвященная актуальным проблемам педагогической науки – «Образование как фундаментальное понятие всех времен и народов». Ее прочел заслуженный деятель науки РФ, член Союза писателей России, доктор педагогических наук, профессор Воронежского государственного педагогического университета Белозерцев Евгений Петрович.
Воспитание и обучение человека – одни из важнейших тем, которые неразрывно связано с историей и культурой человечества. Образование – это фундаментальное понятие всех времен и народов, основа всего, потому что это непрерывный процесс обучения и формирования новых поколений.
Студенты Елабужского института КФУ – это будущие педагоги, поэтому им так важно понимать, что включает в себя такое обширное понятие, как образование. В открытой лекции профессор рассказал о миссии учителя, об истоках образования, его особенностях и предназначении.
Прежде, чем начать обсуждение всеобъемлющего понятия «образование», лектор обозначил, что главный продукт образования – это не набор определенных компетенций, а человек: «Человек – это больше, чем навыки. Человек – это сложное природное создание, у него есть биологическое, социальное, духовное, необязательно религиозное, ментально состояние».
«Я хочу сказать, что в одном лице учителя сочетается миссия понимать и размышлять время, которое нам досталось, и мечтать о будущем. Учитель – это и историк, и политик, и поэт. Главный человек в государстве – учитель, который готовит гражданина, семьянина, профессионала, ведь к концу пребывания в школе ученик должен понимать, кем он должен быть!?», - отметил Евгений Петрович, обозначив важную роль педагога в современном мире: роль наставника, который формирует будущее не только института семьи, но и государства».
Продолжая разговор о фундаментальных понятиях педагогики, профессор коснулся вопроса о главных критериях оценки образования: «Моя точка зрения очень простая: образование – это то, за что отвечает государство, и это его ответственность. И по отношению к образованию государство оценивается. В том числе и по отношению к учителю, как к главному государственному деятелю. И важно отметить, что образование начинается в семье»
Размышляя о вечном вопросе: «Что такое образование?», Евгений Петрович рассказал присутствующим о принципах воспитания в Елецкой гимназии времен царской России, о педагогической миссии в Афганистане восьмидесятых годов минувшего века и о современной школе на примере собственной семьи. Эти примеры стали преамбулой для ответа на вопрос о сущности образования:
«Как рассказать, что такое образование? Если бы я обратился к аудитории и задал бы этот вопрос, то все ответы оказались бы правильными. Образование – это учебный процесс, это знания, умения и навыки, это социальный институт – понятий много. Но я хочу сказать, что образование – это среда, которую создает человек. В одной среде при разном образовании получается разная среда. Образование – это наследие, но не как наследство, это история, но не как сундук, а как явление духовной жизни. Образованным человек становится ни в классе, и не в школе, и ни в аудитории, а в той среде, в которой он живет. Желательно, чтобы она была культурно-образовательной средой, образной»
На лекции были освещены фундаментальные понятия образования, актуальные проблемы и вопросы, особо внимание заняли вопросы, связанные с продуктом образования: практическому аспекту образования, умениям и навыкам, противопоставлялся духовный – человек, как личность. Утверждая гуманистическую роль образования как главную, в заключение выступления Евгений Петрович повторно отметил судьбоносную роль образования:
«Человек всю жизнь решает три вопроса: «Кем быть? С кем быть? Каким быть. И только образование может дать ответы на эти вопросы»