17 неординарных картин просмотрели и обсудили с экспертами студенты.
В Елабужском институте КФУ завершился Фестиваль актуального научного кино. Для просмотра были предварительно отобраны 8 фильмов, предложенных организаторами фестиваля. Кроме этого, преподаватели инициировали просмотр 9 документальных и учебных фильмов, что было положительно оценено организаторами фестиваля УНИДа КФУ.
В просмотре научных фильмов приняли участие 517 студентов. В качестве организаторов и экспертов задействовано 27 преподавателей института. Наибольший интерес вызвали фильмы «Город ученых», «Генезис 2.0», «Мозг. Вторая вселенная». Следует отметить, что просмотр таких документальных фильмов, как «Гонка на вымирание» и «Город ученых» произвел сильное эмоциональное воздействие на зрителей.
Студенты убедились в том, что научные документальные фильмы способствуют расширению кругозора и знакомят большое количество людей с современными научными проблемами и, возможно, побуждают их к научной деятельности. Судя по ответам студентов, фильмы заставили их задуматься, например, о том, что многие из видов животных находятся на грани вымирания; почему молодые ученые, ради чего и вопреки чему уезжают за рубеж? Чем сегодня грезят, во что верят молодые ученые? Что они думают о мире вокруг себя?
Студентка Анастасия Колесникова (9413 гр.), посмотрев фильм «Мозг. Вторая вселенная» написала в своем отзыве на него: «Я посмотрела фильм и получила несколько тем для размышления. Особенно меня заинтересовали люди, имеющие такие феномены, как синестезия и прозопагнозия. Передаются ли они по наследству? Каково это, видеть мир так, как видят его они? Какие сложности испытывают родители таких детей и как они решаются? Теперь мне очень интересно пообщаться с теми, кто воспринимает мир не так, как я». После просмотра фильма были сделаны определенные выводы: каждый человек уникален в своем роде, мозг – это многофункциональный орган с неограниченными возможностями, студенты отметили появление у себя интереса к дополнительному изучению этого вопроса, а также совершенствованию себя, саморазвитию и работе над самоконтролем.
Как отмечают студенты, научные фильмы произвели на них эффект своеобразного очищения (катарсиса), воздействуя на человека не только на эмоциональном, но и на интеллектуальном уровне. Они побудили к размышлению о роли каждого из нас в решении масштабных проблем (например, фильм «Гонка на вымирание»). Второкурсник Андрей Малков Андрей считает, что «такие фильмы необходимо смотреть, чтобы увидеть горькую правду о том, что происходит в мире, и понять, что каждый из нас, где бы ни находился, в силах помочь. И хочется верить, что есть на Земле еще такие люди, благодаря которым мы можем изменить наш мир и сохранить планету».
Документальный фильм «Город ученых», отмечают студенты, вызывает очень много вопросов. Студентам было интересно узнать о другой стороне работы ученых, которые являются героями своего времени. Некоторые сюжеты ленты действительно, заставляют задуматься зрителя. Благодаря картине можно узнать много нового, о чем до этого даже было сложно догадаться. По окончании обсуждения фильма у студентов остается «пища» для раздумий. Они учатся думать, выражать свои мысли, слушать других и уважать чужое мнение.
Совместный просмотр и обсуждение кинофильмов требуют активного участия преподавателей. Важно грамотно выделить главное в ленте, сформулировать проблему, волнующую студентов, и создать особую доверительную атмосферу, необходимую для обсуждения основных идей картины. Важно, чтобы студенты чувствовали себя свободно и раскованно, не боялись высказывать свои мысли вслух, вовремя получали обратную связь и поддержку от ведущего.
Следует принять во внимание и то, что такие совместные просмотры обладают диагностической ценностью, они дают возможность лучше понять студентов, составить представление об уровне их знаний о предмете обсуждения. В этом году по сравнению с предыдущими просмотрами научных фильмов, студенты проявили большую заинтересованность в участии в Фестивале научных фильмов.