Юлия Койнова-Цёльнер, доктор философии Технического университета Дрездена, активно сотрудничает с преподавателями ЕИ КФУ в научных проектах и выступает модератором МФШУ уже в третий раз.
- Хотелось бы отметить уникальность Вашего Фестиваля, - признается Юлия Васильевна, - привычным является районный слёт педагогов перед началом учебного года, но, чтобы Университет приглашал учителей в свои стены и создавал возможность общения представителей науки и практики в таком большом масштабе, такого я ещё не встречала.
- Вы являетесь носителем уникального опыта: знаете отечественную общеобразовательную, высшую школу и соответственно – немецкую. Если сравнивать две страны, в чем заключаются особенности системы образования в Германии?
- Прежде всего, хочется отметить тот факт, что правительство Германии не заинтересовано в инфляции образования. Обучение в Германии, несмотря на бесплатность и доступность, отличается высоким уровнем требований к учащимся.
Основное школьное обучение длится 10 лет и заканчивается сдачей экзаменов по основным предметам. Выбор следующей образовательной фазы зависит от уровня успеваемости и индивидуального решения учащегося.
Способность/пригодность к академическому образованию проверяется один раз в жизни, на фазе абитуры. Заканчивается эта фаза экзаменами, примерно по типу ЕГЭ, срок действия которых сохраняется всю жизнь. Университеты, если организуют вступительное собеседование, стараются определить способности и пригодность к профессии, а не проверить знания. При поступлении в университет учитывается средний бал абитуры. Аттестат абитуриента можно улучшить, если после абитуры молодые люди «накапливают» социальный опыт, например: в виде прохождения практики на предприятии по профилю.
С первого семестра обучение в университетах направлено на овладение профессиональными компетенциями. Общеобразовательные предметы, такие, например, как спорт, искусство/музыка, история, иностранные языки и некоторые другие организуются индивидуально и не входят в учебный план. Кроме того, законодательно в Университете принят документ о свободном посещении аудиторных занятий, поэтому посещение занятий не контролируется.
- Как удается «достучаться» до студенческих сердец?
- Обучения без эмоций не бывает... Любое знание предполагает формирование отношения к этому знанию, и значит его «использования». Знать что-то, увы, не является автоматически условием использования этого знания для пользы общества. Поэтому считаю важным не только осваивать знания, но и учиться выражать чувства, применять знания для пользы, а не вреда, что означает работу головы (когнитивное), сердца (чувственное) и рук (реализация на практике). Я не оригинальна в этом вопросе, об этом писал ещё в XVIII веке Песталоцци. В частности, я провожу семинары на тему «Культура работы над ошибкой», то есть изначально исхожу из учебной ситуации перформанса на семинаре, где студент реализует теоретическое знание с учётом времени, места, личного опыта и его отношения к знанию как в китайской пословице: «… сам делаю ... и понимаю!».
- А как готовят будущих учителей в Германии?
- Есть две ступени: университетское образование, оканчивающееся первым государственным экзаменом, нацеленным на проверку теоретического знания, и прохождение последипломной педагогической практики - «референдариата» (учитель – ассистент), который завершается вторым государственным экзаменом.
Оба этапа находятся под надзором государства и являются обязательными для получения диплома учителя. Третьим этапом профессионального образования учителя считается повышение квалификации и образования в течении всей профессиональной жизни по принципу добровольно-обязательного участия.
- Над какими проектами работаете сейчас?
- В Университете актуальным на данный момент является проект, связанный с подготовкой блок-семинара «Интернационализация педагогических наук на фазе подготовки учителя» для студентов нашего вуза, в рамках которого планирую провести международную встречу с коллегами из России. Германия прилагает большие усилия для создания единого европейского образовательного пространства. Речь идёт о ценностях, социальном развитии общества в глобальном смысле. Развитие положительной зависимости возможно, если мы «перешагнём» рамки «узкого» знания, что возможно с помощью встреч, международного общения, одной из которой является Международный фестиваль учителей.
Мне очень интересны два последних приглашения: от одного из российских университетов поработать у них гостевым профессором и от немецких коллег - принять участие в образовательном проекте по профессиональному образованию в странах Центральной Азии. Интересно приглашение написать книгу по теме моей статьи «К вопросу о предмете культуры», с которым ко мне обратились из издательства. На летней школе в Дрездене я ближе познакомилась с коллегами из Казанского университета, работающими над темой миграции в школе. Мне хочется, чтобы получилось достойное развитие этого проекта. Вообще это моя проблема, многое интересно, но не хватает физически сил и времени. Сейчас готовлюсь к Фестивалю учителей.
- Чему будут посвящены Ваши мастер-классы на Фестивале?
- Предлагая темы мастерских по вопросам взаимообучения и оценочному инструментарию, я надеюсь внести вклад не только в осознание важности темы на примере методов кооперативного обучения, но и показать пути активизации процессов обучения и учения на уроке.
Активность учеников и принятие ими ответственности за свою учёбу возникает не спонтанно, её нужно инициировать учителю. Поэтому очень важно понять новизну профессиональной задачи учителя – научиться создавать особую педагогическую атмосферу на уроке. Использовать, во-первых, внешние: перестановку парт, оформления классной комнаты, использования дигитальных средств, дидактики кооперативного обучения, и, во-вторых, внутренние мотивационные сигналы. К последним относится формирование гуманистических доверительных отношений с учениками, направленных на создание трудового соглашения между учителем и учеником. Важно то, что дидактика активного обучения требует партиципации (соучастия) самих учащихся, их взаимообучения и необходима в образовании на всех ступенях обучения. Педагогические технологии активного обучения универсальны!
- Идея активизации обучения на уроке апробировалась и в странах Центральной Азии?
- Да, в рамках программы «Реформа начального образования в странах Центральной Азии» Германского общества по международному сотрудничеству. Совместное участие представителей педагогической науки и учителей-практиков в каждой отдельной стране (Туркменистан, Киргизия и Таджикистан) обусловило уникальность общения на семинаре. Моя книга «Педагогические технологии активного обучения» была переведена на киргизский и таджикский языки, так как большинство участников заинтересованы в дальнейшей работе над этой темой. В последнее время проблемы в классно-урочной системе возникают не только у слабых учеников, не успевающих за общим темпом, но и у сильных, так называемых «одарённых» школьников, естественное любопытство которых угасает от слишком медленного и скучного преподавания. Немецкий писатель Вильгельм Буш красочно описал «скучность школы» в шуточном стихотворении «Два проказника» уже в 1865 году:
Напроказничать, подраться,
в сад чужой тайком залезть,
яблок, груш и слив поесть.
Здесь не грех и потрудиться,
И сидеть там за столом,
Как привинченный винтом!
Нам педагогам важно помнить, что дети по своей природе не ленивы, они «не прочь потрудиться», но там, где им интересно, где им видны результаты дела.
- Какие люди, встречавшиеся в жизни, произвели наибольшее влияние на Ваше развитие?
- Встреч было много и на русской земле, и на немецкой. Общее в них: те наставники, которые мне доверяли, - способствовали моему профессиональному и личному росту; те, которые ставили в условия, «докажите, что…», - оставляли осадок, нежелание что-либо «творить».
Одна из встреч – с Вадимом Э. Тамариным - была особенной, судьбоносной. Многие годы пытаюсь вспомнить и логически объяснить, как я, студентка факультета иностранных языков, познакомилась с доцентом кафедры педагогики, преподающего у филологов-славистов в другом здании - и не могу. Моё сознательное общение с ним началось с третьего курса. Я была модератором обсуждения фильма «Чучело» на нашем курсе, которое состоялось по его инициативе. Вадим Эммануилович приложил большие усилия, чтобы я увидела свой путь в педагогике, философии, образовании и способствовал также моему интернациональному опыту.
- Кроме «Чучела», какие еще фильмы, книги тронули, зацепили, запали в душу?
- Из последних лет - немецкий фильм «Toni Erdmann/ Тони Эрдманн» (2016), русский фильм «Дирижёр» (2012). Гениальные фильмы. Совершенно разные размышления о цели и форме нашей жизни, о тех «обличиях», за которыми мы скрываем свои чувства.
С интересом читаю книги Людмилы Улицкой, особенно запомнились «Священный мусор», «Даниэль Штайн, переводчик». Она обладает острым чувством понимания истории, с нею лучше понимаешь: кто мы, зачем мы… Книги Солженицына, его «Крохотки» постоянно перечитываю.
Часто слушаю классическую музыку, джаз. В июне этого года познакомилась лично с композитором Софией Губайдулиной, вашей землячкой, восхищена её произведениями «Всадник», «Преображение». Часто слушаю ораторию митрополита Алфеева «Страсти по Матфею».
Мне интересно всё то искусство, которое побуждает к пересмотру своих ценностей, чтобы, как сказал опять-таки Солженицын: «Покинуть жизнь существом более высоким, чем начинал её. Неизбежно пересмотреть шкалу распространённых человеческих ценностей и изумиться неправильности её сегодня ...».