Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Теоретическая часть:
https://kpfu.ru/portal/docs/F404195754/LEKCII.PO.vozrastnoj.anatomii_.fiziologii.i.gigieny.pdf
Практическая часть:
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.Теоретический материал (лекции)
2. Выполнить задание (самостоятельно по 6 темам).
Тема1. Закономерности роста и развития организма детей и подростков.
Подготовить одну презентацию по предложенным темам:
1. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе
2. Роль среды и наследственности в развитии детского организма
3. Значение сенситивных периодов развития для физического и психического развития детей.
4. Статистика здоровья школьников РТ (по данным Центра охраны здоровья материнства и детства)
5. Акселерация и ретардация детей.
6. Значение школьной зрелости при отборе детей в школу.
7. Скачки роста у детей и подростков.
8. Закономерности роста и развития детей.
9. Характеристика критических этапов развития детей и подростков.
10. Критические этапы развития внутриутробного развития.
Тема 2. Регуляторные системы организма.
Выполнить тесты:
1. Функцией нервной системы является:
1) осуществление связи организма с внешней средой
2) регуляция работы органов и систем органов
3) осуществление психической деятельности
4) все перечисленные функции
2. Соматические нервы регулируют работу:
1) сердечной мышцы
2) гладких мышц желудка и кишечника
3) скелетных мышц туловища и конечностей
4) мышц стенки кровеносных сосудов
3. Преобразование действующего внешнего раздражителя в нервный импульс происходит в:
1) теле нейрона
2) аксонах
3) рецепторах
4) синапсах
4. Двигательными (исполнительными) называются нейроны, которые проводят нервный импульс:
1) от рецептора в центральную нервную систему
2) от рабочего органа в центральную нервную систему
3) от центральной нервной системы к рабочему органу
4) от одного нейрона к другому в пределах центральной нервной системы
5.Серое вещество центральной нервной системы образовано скоплением:
1) длинных отростков вставочных нейронов
2) концевых частей аксонов двигательных нейронов
3) тел вставочных и двигательных нейронов
4) тел чувствительных нейронов
6. Вегетативные нервы регулируют работу:
1) сердечной мышцы
2) мимических мышц головы
3) скелетных мышц туловища и конечностей
4) жевательных мышц головы
7. С участием спинного мозга осуществляются рефлексы:
1) жевание и глотание
2) кашель и чихание
3) мочеиспускание и дефекация
4) мигание и слезоотделение
8. Центры вкусового и обонятельного анализатора расположены в _______ доле коры больших полушарий:
1) лобной
2) теменной
3) затылочной
4) височной
9. К периферической нервной системе относятся :
1) нервные узлы
2) ядра головного мозга
3) серое вещество спинного мозга
4) нервные центры
10. Передача нервного импульса в центральной неравной системе с одного нейрона на другой происходит с
участием:
1) аксона
2) синапса
3) медиатора
4) всех названных структур
Тема 3.Сенсорные системы и их функции
Подготовить письменные ответы на 10 вопросов:
Тема 3
1. Анализаторы. Функции и строение.
2. Возрастные особенности зрительного анализатора.
3. Возрастные особенности слухового анализатора.
4. Виды и причины нарушения зрения. Профилактика близорукости.
5. Функциональное значение и возрастные особенности двигательного анализатора.
6. Функциональное значение и возрастные особенности вестибулярного анализатора.
7. Функциональное значение и возрастные особенности вкусового анализатора.
8. Функциональное значение и возрастные особенности обонятельного анализатора.
9. Функциональное значение и возрастные особенности кожного анализатора.
10. Гигиенические основы режима дня учащихся.
Тема 4. Физиология ВНД
Подготовить рефераты по 2 вопросам из списка тем:
1. Функциональные нарушения высшей нервной деятельности детей и подростков.
2. Методы изучения функциональной организации мозга.
3. Возрастные особенности и нейрофизиологические механизмы внимания.
4. Виды и механизмы памяти. Развитие памяти в онтогенезе.
5. Физиологические основы речи. Развитие речи.
6. Условия, механизмы и возрастные особенности выработки и торможения условных рефлексов.
7. Значение условных рефлексов для воспитания и обучения. Динамический стереотип.
8. Первая и вторая сигнальные системы мозга. Этапы и условия становления речевой функции.
9. Физиологические основы эмоций и их развитие в постнатальном онтогенезе.
10. Классификация и характеристика типов ВНД. Особенности педагогического подхода к детям с различными
типами ВНД.
11. Физиологические механизмы восприятия, памяти, внимания, мышления, их возрастные особенности.
12. Физиологические механизмы сна.
13. Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности детей.
14. Значение инстинктов в обучении и воспитании дошкольников.
15. Возрастные особенности развития речи у дошкольников.
Тема 5.Возрастные особенности опорно-двигательной системы
Выполнить тесты:
1. Мышцы прикрепляются к кости при помощи:
1) связок
2) надкостницы
3) фасций
4) сухожилий
2. Укажите особенности скелета человека, связанные с прямохождением:
1) позвоночник имеет S-образный изгиб
2) таз узкий, цилиндрической формы
3) грудная клетка расширена в стороны
4) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом
5) стопа имеет продольный свод
6) большой палец кисти противопоставляется остальным пальцам
3. Найдите соответствие между костями и отделом черепа, к которому они принадлежат:
1) скуловая А) мозговой отдел
2) теменная Б) лицевой отдел
3) лобная
4) верхнечелюстная
5) височная
6) затылочная
4. Укажите последовательность процессов, приводящих к произвольному сокращению скелетной
мышцы (к произвольному двигательному акту):
1) по отросткам двигательных нейронов возбуждение приходит к мышце
2) в двигательном центре коры больших полушарий возникает процесс возбуждения
3) в окончании отростка двигательного нейрона выделяется биологически активное вещество - медиатор
4) мышца рефлекторно сокращается
5) возбуждение передается из головного мозга в спинной мозг
6. Выберите правильные утверждения, характеризующие опорно-двигательную систему человека:
1) позвоночник имеет 2 изгиба: 1 лордоз и кифоз
2) таз узкий, цилиндрической формы
3) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом
4) большой палец кисти противостоит остальным пальцам
5) грудная клетка сужена с боков
6) на нижнечелюстной кости имеется подбородочный выступ
7. Найдите соответствие между костями и типом их соединения:
1) верхнечелюстная и скуловая А) Неподвижное
2) фаланги пальцев Б) Полуподвижное
3) теменная и лобная В) Подвижное
4) позвонки в позвоночнике
5) тазовая и бедренная
6) плечевая и локтевая
8. Что такое гиподинамия и чем она опасна для человека? Каковы основные способы борьбы с гиподинамией?
9. Чем отличаются кости ребенка и пожилого человека?
10. Что такое осанка и каковы причины и последствия ее нарушения?
Тема 6.Возрастные особенности висцеральных функций
Подготовить письменные ответы на 12 вопросов
1.Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.
2.Возрастные особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков.
3.Возрастная анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.
4.Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков.
5.Функции и состав крови.
6.Развитие выносливости у детей.
7.Причины малокровия у младших школьников.
8.Значение двигательной нагрузки на формирование сердечно-сосудистой системы школьников.
9.Жизненная емкость легких и ее составляющие.
10. Юношеская гипертония и её профилактика.
11. Профилактика функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы детей и подростков.
12. Водный и минеральный обмен у детей.
3. Вопросы к зачету:
1. Предмет, задачи и значение курса "Возрастная анатомия, физиология и гигиена".
2. Понятие о росте и развитии. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.
3. Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация, ее критерии и значение.
4. Физическое и психическое развитие детей и подростков. Критические периоды развития.
5. Акселерация развития, ее виды и причины.
6. Роль наследственности и среды в развитии ребенка.
7. Адаптация организма ребенка к условиям внешней среды.
8. Общий план строения нервной системы. Основные элементы и возрастные особенности нервной системы.
9. Рефлекс - основная форма деятельности нервной системы. Понятие о рефлекторной дуге.
10. Характеристика основных отделов нервной системы (центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервные системы).
11. Головной мозг и его развитие у детей.
12. Условный и безусловный рефлексы. Условия образования условных рефлексов и их роль в процессах обучения и воспитания.
13. Динамический стереотип как основа поведения человека и основа режима дня. Его значение в процессах обучения и воспитания.
14. Типы высшей нервной деятельности. Учет индивидуальных особенностей ВНД в процессах обучения и воспитания.
15. Физиологические основы эмоций. Развитие эмоций у детей и подростков.
16. Влияние психоактивных веществ на растущий организм. Профилактика употребления наркотиков, токсических веществ.
17. Память, развитие памяти у детей и подростков.
18. Первая и вторая сигнальная системы. Возрастные особенности их взаимодействия.
19. Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков.
20. Строение и функции анализаторов. Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков.
21. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора у детей и подростков.
22. Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора у детей и подростков.
23. Возрастная анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата.
24. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.
25. Понятие об обмене веществ и энергии.
26. Возрастная анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.
27. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков.
28. Возрастные особенности крови.
29. Железы внутренней секреции, их возрастные особенности.
30. Иммунитет, его виды и возрастные особенности формирования.
31. Половое созревание детей и подростков.
32. Физиология и гигиена сна детей и подростков.
33. Физическая работоспособность. Утомление, его физиологические основы и профилактика переутомления.
34. Умственная работоспособность. Гигиена умственного труда школьников.
35. Близорукость. Профилактика нарушения зрения у детей.
36. Гигиена слуха. Профилактика отрицательного воздействия шума на школьников.
37. Нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) у школьников и их профилактика.
38. Профилактика функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы детей и подростков.
39. Строение, функции и гигиена кожи.
40. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
41. Гигиенические требования к микроклимату класса.
42. Малокровие. Профилактика малокровия у детей и подростков.
43. Основы рационального питания школьников.
44. Гигиенические требования к школьному расписанию.
45. Гигиена трудового обучения.
46. Гигиена физического воспитания.
47. Гигиенические основы режима дня учащихся.
48. Гигиенические требования к оборудованию школы.
49. Гигиенические требования к планировке школьного здания.
50. Осанка и посадка школьников. Гигиенические требования к организации рабочего места школьников.
4. Литература:
Основная литература:
1. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-008972-0. // с http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=416718
2. Анатомия и возрастная физиология: Учебник / Тюрикова Г.Н., Тюрикова Ю.Б. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-011645-7 // c http://znanium.com/bookread2.php?book=538396
Дополнительная литература:
1. Физиология с основами анатомии: Учебник / Под ред. Тюкавина А.И., Черешнева В. А., Яковлева В. Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 574 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Специалитет) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011002-8 // с http://znanium.com/bookread2.php?book=508921
2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебное пособие / [проф. Т. А. Аникина и др. ; науч. ред. д.б.н., проф. Ф. Г. Ситдиков] ; Казан. федер. ун-т, Ин-т физ. культуры, спорта и восстанов. медицины .? Казань : [Казанский университет], 2013 .? 134 с
3. Андреев, В.П. Биологический словарь [Электронный ресурс] / В.П. Андреев, С.А. Павлович, Н.В. Павлович. - Минск: Выш. шк., 2011. - 336 с.: ил. - ISBN 978-985-06-1893-1. // с http://znanium.com/bookread2.php?book=507190