Теоретическая часть:

https://kpfu.ru/portal/docs/F404195754/LEKCII.PO.vozrastnoj.anatomii_.fiziologii.i.gigieny.pdf

Практическая часть:

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

1.Теоретический материал (лекции)

2. Выполнить задание (самостоятельно по 6 темам).

Тема1. Закономерности роста и развития организма детей и подростков.

Подготовить одну презентацию по  предложенным темам:

1. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

2. Роль среды и наследственности в развитии детского организма

3. Значение сенситивных периодов развития для физического и психического развития детей.

4. Статистика здоровья школьников РТ (по данным Центра охраны здоровья материнства и детства)

5. Акселерация и ретардация детей.

6. Значение школьной зрелости при отборе детей в школу.

7. Скачки роста у детей и подростков.

8. Закономерности роста и развития детей.

9. Характеристика критических этапов развития детей и подростков.

10. Критические этапы развития внутриутробного развития.

Тема 2. Регуляторные системы организма.

Выполнить тесты:

1. Функцией нервной системы является:

1) осуществление связи организма с внешней средой

2) регуляция работы органов и систем органов

3) осуществление психической деятельности

4) все перечисленные функции

2. Соматические нервы регулируют работу:

1) сердечной мышцы

2) гладких мышц желудка и кишечника

3) скелетных мышц туловища и конечностей

4) мышц стенки кровеносных сосудов

3. Преобразование действующего внешнего раздражителя в нервный импульс происходит в:

1) теле нейрона

2) аксонах

3) рецепторах

4) синапсах

4. Двигательными (исполнительными) называются нейроны, которые проводят нервный импульс:

1) от рецептора в центральную нервную систему

2) от рабочего органа в центральную нервную систему

3) от центральной нервной системы к рабочему органу

4) от одного нейрона к другому в пределах центральной нервной системы

5.Серое вещество центральной нервной системы образовано скоплением:

1) длинных отростков вставочных нейронов

2) концевых частей аксонов двигательных нейронов

3) тел вставочных и двигательных нейронов

4) тел чувствительных нейронов

6. Вегетативные нервы регулируют работу:

1) сердечной мышцы

2) мимических мышц головы

3) скелетных мышц туловища и конечностей

4) жевательных мышц головы

7. С участием спинного мозга осуществляются рефлексы:

1) жевание и глотание

2) кашель и чихание

3) мочеиспускание и дефекация

4) мигание и слезоотделение

8. Центры вкусового и обонятельного анализатора расположены в _______ доле коры больших полушарий:

1) лобной

2) теменной

3) затылочной

4) височной

9. К периферической нервной системе относятся :

1) нервные узлы

2) ядра головного мозга

3) серое вещество спинного мозга

4) нервные центры

10. Передача нервного импульса в центральной неравной системе с одного нейрона на другой происходит с

участием:

1) аксона

2) синапса

3) медиатора

4) всех названных структур

Тема 3.Сенсорные системы и их функции

Подготовить письменные ответы на 10 вопросов:

Тема 3

1. Анализаторы. Функции и строение.

2. Возрастные особенности зрительного анализатора.

3. Возрастные особенности слухового анализатора.

4. Виды и причины нарушения зрения. Профилактика близорукости.

5. Функциональное значение и возрастные особенности двигательного анализатора.

6. Функциональное значение и возрастные особенности вестибулярного анализатора.

7. Функциональное значение и возрастные особенности вкусового анализатора.

8. Функциональное значение и возрастные особенности обонятельного анализатора.

9. Функциональное значение и возрастные особенности кожного анализатора.

10. Гигиенические основы режима дня учащихся.

 

Тема 4. Физиология ВНД

Подготовить рефераты по 2 вопросам из списка тем:

1. Функциональные нарушения высшей нервной деятельности детей и подростков.

2. Методы изучения функциональной организации мозга.

3. Возрастные особенности и нейрофизиологические механизмы внимания.

4. Виды и механизмы памяти. Развитие памяти в онтогенезе.

5. Физиологические основы речи. Развитие речи.

6. Условия, механизмы и возрастные особенности выработки и торможения условных рефлексов.

7. Значение условных рефлексов для воспитания и обучения. Динамический стереотип.

8. Первая и вторая сигнальные системы мозга. Этапы и условия становления речевой функции.

9. Физиологические основы эмоций и их развитие в постнатальном онтогенезе.

10. Классификация и характеристика типов ВНД. Особенности педагогического подхода к детям с различными

типами ВНД.

11. Физиологические механизмы восприятия, памяти, внимания, мышления, их возрастные особенности.

12. Физиологические механизмы сна.

13. Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности детей.

14. Значение инстинктов в обучении и воспитании дошкольников.

15. Возрастные особенности развития речи у дошкольников.

Тема 5.Возрастные особенности опорно-двигательной системы

Выполнить тесты:

1. Мышцы прикрепляются к кости при помощи:

1) связок

2) надкостницы

3) фасций

4) сухожилий

2. Укажите особенности скелета человека, связанные с прямохождением:

1) позвоночник имеет S-образный изгиб

2) таз узкий, цилиндрической формы

3) грудная клетка расширена в стороны

4) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом

5) стопа имеет продольный свод

6) большой палец кисти противопоставляется остальным пальцам

3. Найдите соответствие между костями и отделом черепа, к которому они принадлежат:

1) скуловая                                               А) мозговой отдел

2) теменная                                               Б) лицевой отдел

3) лобная

4) верхнечелюстная

5) височная

6) затылочная

4. Укажите последовательность процессов, приводящих к произвольному сокращению скелетной

мышцы (к произвольному двигательному акту):

1) по отросткам двигательных нейронов возбуждение приходит к мышце

2) в двигательном центре коры больших полушарий возникает процесс возбуждения

3) в окончании отростка двигательного нейрона выделяется биологически активное вещество - медиатор

4) мышца рефлекторно сокращается

5) возбуждение передается из головного мозга в спинной мозг

6. Выберите правильные утверждения, характеризующие опорно-двигательную систему человека:

1) позвоночник имеет 2 изгиба: 1 лордоз и кифоз

2) таз узкий, цилиндрической формы

3) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым отделом

4) большой палец кисти противостоит остальным пальцам

5) грудная клетка сужена с боков

6) на нижнечелюстной кости имеется подбородочный выступ

7. Найдите соответствие между костями и типом их соединения:

1) верхнечелюстная и скуловая              А) Неподвижное

2) фаланги пальцев                                  Б) Полуподвижное

3) теменная и лобная                               В) Подвижное

4) позвонки в позвоночнике

5) тазовая и бедренная

6) плечевая и локтевая

8. Что такое гиподинамия и чем она опасна для человека? Каковы основные способы борьбы с гиподинамией?

9. Чем отличаются кости ребенка и пожилого человека?

10. Что такое осанка и каковы причины и последствия ее нарушения?

 

Тема 6.Возрастные особенности висцеральных функций

Подготовить письменные ответы на 12 вопросов

1.Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.

2.Возрастные особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков.

3.Возрастная анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.

4.Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков.

5.Функции и состав крови.

6.Развитие выносливости у детей.

7.Причины малокровия у младших школьников.

8.Значение двигательной нагрузки на формирование сердечно-сосудистой системы школьников.

9.Жизненная емкость легких и ее составляющие.

10. Юношеская гипертония и её профилактика.

11. Профилактика функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы детей и подростков.

12. Водный и минеральный обмен у детей.

 

3. Вопросы к зачету:

1. Предмет, задачи и значение курса "Возрастная анатомия, физиология и гигиена".

2. Понятие о росте и развитии. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.

3. Понятие об онтогенезе. Возрастная периодизация, ее критерии и значение.

4. Физическое и психическое развитие детей и подростков. Критические периоды развития.

5. Акселерация развития, ее виды и причины.

6. Роль наследственности и среды в развитии ребенка.

7. Адаптация организма ребенка к условиям внешней среды.

8. Общий план строения нервной системы. Основные элементы и возрастные особенности нервной системы.

9. Рефлекс - основная форма деятельности нервной системы. Понятие о рефлекторной дуге.

10. Характеристика основных отделов нервной системы (центральная и периферическая, соматическая и вегетативная нервные системы).

11. Головной мозг и его развитие у детей.

12. Условный и безусловный рефлексы. Условия образования условных рефлексов и их роль в процессах обучения и воспитания.

13. Динамический стереотип как основа поведения человека и основа режима дня. Его значение в процессах обучения и воспитания.

14. Типы высшей нервной деятельности. Учет индивидуальных особенностей ВНД в процессах обучения и воспитания.

15. Физиологические основы эмоций. Развитие эмоций у детей и подростков.

16. Влияние психоактивных веществ на растущий организм. Профилактика употребления наркотиков, токсических веществ.

17. Память, развитие памяти у детей и подростков.

18. Первая и вторая сигнальная системы. Возрастные особенности их взаимодействия.

19. Физиологические основы речи. Развитие речи у детей и подростков.

20. Строение и функции анализаторов. Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков.

21. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора у детей и подростков.

22. Анатомо-физиологические особенности слухового анализатора у детей и подростков.

23. Возрастная анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата.

24. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения у детей и подростков.

25. Понятие об обмене веществ и энергии.

26. Возрастная анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы.

27. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков.

28. Возрастные особенности крови.

29. Железы внутренней секреции, их возрастные особенности.

30. Иммунитет, его виды и возрастные особенности формирования.

31. Половое созревание детей и подростков.

32. Физиология и гигиена сна детей и подростков.

33. Физическая работоспособность. Утомление, его физиологические основы и профилактика переутомления.

34. Умственная работоспособность. Гигиена умственного труда школьников.

35. Близорукость. Профилактика нарушения зрения у детей.

36. Гигиена слуха. Профилактика отрицательного воздействия шума на школьников.

37. Нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие) у школьников и их профилактика.

38. Профилактика функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы детей и подростков.

39. Строение, функции и гигиена кожи.

40. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

41. Гигиенические требования к микроклимату класса.

42. Малокровие. Профилактика малокровия у детей и подростков.

43. Основы рационального питания школьников.

44. Гигиенические требования к школьному расписанию.

45. Гигиена трудового обучения.

46. Гигиена физического воспитания.

47. Гигиенические основы режима дня учащихся.

48. Гигиенические требования к оборудованию школы.

49. Гигиенические требования к планировке школьного здания.

50. Осанка и посадка школьников. Гигиенические требования к организации рабочего места школьников.

4. Литература:

 

Основная литература:

1. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-008972-0. // с http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=416718

 2. Анатомия и возрастная физиология: Учебник / Тюрикова Г.Н., Тюрикова Ю.Б. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-011645-7 // c http://znanium.com/bookread2.php?book=538396

Дополнительная литература:

1. Физиология с основами анатомии: Учебник / Под ред. Тюкавина А.И., Черешнева В. А., Яковлева В. Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 574 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Специалитет) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011002-8 // с http://znanium.com/bookread2.php?book=508921

2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебное пособие / [проф. Т. А. Аникина и др. ; науч. ред. д.б.н., проф. Ф. Г. Ситдиков] ; Казан. федер. ун-т, Ин-т физ. культуры, спорта и восстанов. медицины .? Казань : [Казанский университет], 2013 .? 134 с

3. Андреев, В.П. Биологический словарь [Электронный ресурс] / В.П. Андреев, С.А. Павлович, Н.В. Павлович. - Минск: Выш. шк., 2011. - 336 с.: ил. - ISBN 978-985-06-1893-1. // с http://znanium.com/bookread2.php?book=507190