Паспорт здоровья школьников и отражение факторов здорового образа жизни
Теоретическая часть:
https://kpfu.ru/portal/docs/F640615669/KONSPEKT.LEKCIJ.Pasport.zdorovya.shkolnikov.pdf
Практическая часть:
Задания для студентов по дисциплине «Паспорт здоровья школьников и отражение в нем факторов здорового образа жизни»
Тема 1. Критерии, составляющие и факторы здоровья.
Подготовить эссе по теме № 1.
Темы эссе:
1.Понятие здоровья как жизненной ценности. Составляющие здоровья: физическое, психическое и социальное здоровье.
2.Критерии здоровья: отсутствие болезней, равновесие организма в системе "человек - окружающая среда", способность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
3.Функциональное проявление здоровья в разных формах жизнедеятельности школьника.
4.Возрастная динамика здоровья. Рождаемость, продолжительность жизни и здоровье подрастающего поколения.
5.Факторы здоровья, определяемые образом жизни человека.
6. Факторы здоровья, определяемые влиянием окружающей среды (природной и техногенной).
7.Факторы здоровья, определяемые развитием системы здравоохранения.
8. Факторы здоровья, определяемые наследственностью ребенка.
Тема 2. Функциональные возможности и здоровье школьников в критические и сенситивные периоды развития.
Подготовить презентацию по теме № 2 .
Темы презентаций:
1 Здоровье школьников. Оценка состояния здоровья. Индексы здоровья.
2.Оценка гармоничности физического развития (гармоничный, дисгармоничный, резко дисгармоничный тип развития).
3. Осанка. Оценка типа осанки школьника.
4. Критические периоды развития. Характеристика критических периодов развития детей и подростков.
5. Сенситивные периоды развития школьников. Характеристика сенситивных периодов развития детей и подростков.
Тема 3. Психофизиологические особенности детей школьного возраста. Типологические варианты личности ребенка. Адаптация ребенка к школе.
Выполнить тестовые задания по теме №3.
Вопросы теста:
1. задание.
Укажите вид памяти, при которой ребенок в прочитанном тексте запоминает не словесную формулировку, а общее содержание информации:
1) вербальная 2) образная 3) ассоциативная 4) словесно-логическая абстрактная 5) словесно-логическая конкретная.
2. задание.
Каким термином называют внутренний мир ребенка, созданный на основе особенностей его ощущения, восприятия, представления, мышления и фантазии, чувства и воли:
1) память 2) психика 3) поведение 4) рефлекс 5) темперамент
3. задание.
Как называется сложный комплекс приспособительных актов, направленных на удовлетворение имеющихся у организма потребностей:
1) память 2) психика 3) поведение 4) рефлекс 5) темперамент.
4. задание.
Известно, что формирование программ различных действий и поведения ребенка происходит на основе внутренней речи. Какая функция речи проявляется при этом:
1) коммуникативная 2) программирующая 3) регулирующая 4) оценочная.
5. задание.
Какой вид внимания проявляется у ребенка в виде элементарной ориентировочной реакции при неожиданном действии раздражителя:
1) произвольное 2) непроизвольное 3) волевое 4) все виды.
6. задание.
Как называется процесс накопления, хранения и воспроизведения информации?
1) мышление 2) сознание 3)память, 4) интеграция.
7. задание.
Как называется психический процесс получения знаний о существенных свойствах предметов и явлений окружающего мира, закономерных связях между ними?
1) мышление 2) мотивация 3) память 4) восприятие 5) внимание.
8. задание.
Как называется внимание, направленное на сознательно выбранную цель и требующее от ребенка волевых усилий:
1) произвольное 2) непроизвольное -3) ориентировочное 4) концентрационное.
9. задание.
Как называется процесс, характеризующийся направленностью на объект, сосредоточенности на нем:
1) мышление 2) мотивация 3) память 4) восприятие 5) внимание.
10. задание.
К какому типу варианта личности можно отнести ребенка, который характеризуется: повышенной возбудимостью нервной системы, моторной расторможенностью, незрелостью мотивационно-потребностной сферы, задержкой психического развития или апатичностью:
1). Инфантильный 2). Интровертированный 3) Тревожный 4) Конформный.
Тема 4. Здоровый образ жизни. Факторы здорового образа жизни и факторы риска. Физиология питания школьника.
Подготовить презентацию по теме № 4.
Темы презентаций:
1.Факторы здорового образа жизни.
2. Факторы риска.
3. Физиологическая роль питания. Основы рационального питания.
4. Состав и значение пищевых продуктов.
5.Витамины. Значение витаминов в питании школьников.
6. Качественная и энергетическая сторона питания.
Тема 5. Биоритмы и здоровье. Гигиенические основы режима дня школьника. Двигательная активность и чередование видов деятельности
Подготовить эссе по теме № 5.
Темы эссе:
1. Биоритмология. Механизмы биологических ритмов. Классификация биологических ритмов.
2. Роль суточных ритмов в жизнедеятельности организма. Изменение физической и умственной работоспособности в течение суток.
3. Нарушение биоритмической адаптации человека.
4. Принципы оценки и составления расписания уроков для школьников младших и старших классов. Оценка соответствия составленного расписания учебному плану, категории сложности предмета и динамике умственной работоспособности учащегося в течение учебного дня и учебной недели.
5. Принципы оценки и составления режима дня школьника. Учет биоритмической активности ребенка при составлении режима дня.
Тема 6. Вредные привычки. Физиологические механизмы формирования зависимости у детей и подростков.
Подготовить презентацию по теме № 6.
Темы презентаций:
1. Наркомания - причины, пути развития. Специфические признаки наркотического опьянения. Этапы развития наркотической зависимости. Предупреждение наркомании среди несовершеннолетних.
2. Алкоголизм. Воздействие алкоголя на физиологические системы организма. Причины и профилактика детского алкоголизма.
3. Табакокурение. Воздействие никотина на физиологические системы организма. Причины и профилактика табакокурения в подростковой среде
4. Таксикомания. Воздействие токсических веществ на физиологические системы организма. Причины и профилактика таксикомании в подростковой среде.
5. СПИД. Источники и пути передачи ВИЧ. Меры профилактики СПИДА.
Тема 7. Стресс и здоровье. Стресс, адаптация, дезадаптация. Релаксация и реабилитация детей и подростков.
Подготовить презентацию по теме № 7.
Темы презентаций:
1. Понятие о стрессе. Стресс и дистресс. Стадии развития стресса.
2. Стресс и адаптация.
3. Стресс и болезни.
4. Экзаменационный эмоциональный стресс.
5. Стрессорное напряжение. Признаки и причины стрессорного напряжения.
6. Управление стрессом. Методы профилактики стресса.
3. Вопросы к зачету:
1. Задачи и содержание дисциплины "Паспорт здоровья школьника и отражение факторов здорового образа жизни".
2. Понятие здоровья, критерии и составляющие здоровья.
3. Факторы, определяющие здоровье человека (наследственность, экология, образ жизни, здравоохранение).
4. Понятие о критических и сенситивных периодах онтогенеза. Возрастные диапазоны критических периодов развития детей и подростков. Календарный и биологический возраст.
5. Нейрогуморальные механизмы полового созревания подростков. Стадии полового созревания подростков.
6. Оценка состояния здоровья школьника. Гармоничность физического развития и осанка школьников. Школьные формы патологии ОДС и их профилактика.
7. Организация рабочего места школьника. Микроклимат и принципы рассаживания школьников в классе.
8. Возрастная динамика здоровья. Функциональные возможности и здоровье школьников на разных этапах онтогенеза.
9. Физиологические основы поведения ребенка. Архитектоника поведенческого акта.
10. Психофизиологические особенности детей младшего и старшего школьного возраста.
11. Научение и обучаемость школьников. Познавательная активность как производное ориентировочного рефлекса.
12. Внимание и память как основа интеллектуальной активности школьников.
13. Типы высшей нервной деятельности и типологические варианты личности ребенка как отражение свойств его
нервной системы.
14. Психофизиологические аспекты и этапы адаптации ребенка к школе. Изменение ВНД школьников в процессе учебной деятельности.
15. Физиологические основы донозологических состояний ВНД у детей и подростков (неврастения, неврозы, истерия, депрессия). Причины и профилактика нарушений ВНД.
16. Понятие о здоровом образе жизни и факторах ЗОЖ. Взаимосвязь ЗОЖ и здоровья школьников.
17. Основные требования к организации ЗОЖ школьника. Нездоровый образ жизни и факторы риска.
18. Питательные вещества и их биологическая ценность для развития и укрепления здоровья детей и подростков.
19. Принципы сбалансированного и рационального питания школьников.
20. Принципы диетического питания школьников разных групп здоровья. Избыточное питание и анорексия как факторы риска для здоровья детей и подростков.
21.Характеристика биологических ритмов высокой, средней и низкой частоты. Значение биоритмов в жизнедеятельности детей и подростков.
22.Влияние суточных и сезонных биоритмов на работоспособность и состояние здоровья школьников. Нарушения биоритмической адаптации у детей и подростков как один из факторов риска.
23.Чередование труда и отдыха школьников. Нормы сна у детей и подростков.
24. Учет суточных биоритмов, динамики умственной и физической работоспособности при составлении рационального режима дня школьника.
25. Двигательная активность как фактор здорового образа жизни школьников.
26. Гиподинамия как фактор риска. Возрастные нормы двигательной активности школьников.
27. Утомление, активный и пассивный отдых школьников. Чередование видов деятельности как условие сохранение работоспособности школьников.
28. Физиологические механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам у детей и подростков. Меры профилактики употребления наркотических веществ в молодежной среде.
29. Алкоголизм, как фактор нездорового образа жизни, негативное влияние алкоголя на развивающийся организм. Меры профилактики употребления алкоголя в школьной среде.
30. Табакокурение, как фактор нездорового образа жизни, его негативное влияние на развивающийся организм. Меры профилактики табакокурения в подростковой среде
31. Токсикомания как фактор нездорового образа жизни, негативное влияние токсических веществ на развивающийся организм. Профилактика токсикомании.
32. Понятие о стрессе как общим адаптационном синдроме, стадии и виды стресса. Стресс-лимитирующая система растущего организма.
33. Адаптация к стресс-факторам и последствия дезадаптации. Стресс и болезни.
34. Диагностика и профилактика стрессовых состояний у детей и подростков.
35. Использование активных методов релаксации для уменьшения уровня тревожности, стрессорности и сохранения здоровья детей и подростков.
36. Способы реабилитации школьников.
Основная литература:
1. Орехова, Т. Ф. Здоровое поколение. Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] : учеб.пособие / авт.-сост. Т. Ф. Орехова, Т. В. Кружилина. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 66 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=406433
2. Орехова, Т. Ф. Организация здоровьетворящего образования в современной школе [Электронный ресурс] :практикоориентированная монография / Т. Ф. Орехова. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 355 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=409667
Дополнительная литература:
1. Пискунов В. А. Здоровый образ жизни: Учебное пособие / Пискунов В.А., Максиняева М.Р., Тупицына Л.П. - Москва :МПГУ, 2012. - 86 с.: ISBN 978-5-7042-2355-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/757954
2. Калмыкова А.С. Основы формирования здоровья детей [Электронный ресурс]: учебник/ Калмыкова А.С. и др.; под ред. А.С. Калмыковой. -М.:ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 236 с. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970433904.html
5. Задания по дисциплине «Паспорт здоровья школьников и отражение в нем факторов здорового образа жизни» размещены на сайте ИФМиБ кафедры охраны здоровья человека
Адрес для отправки ответов доц. кафедры ОЗЧ Крыловой Алевтине Васильевне: krylova.alevtina@gmail.com