28 ноября 2023 года в Казанском федеральном университете продолжила работу Всероссийская конференция с международным участием «Управление развитием функциональной грамотности».
Важнейшей проблеме XXI века – формированию функциональной грамотности в начальной школе – посвящены секционные заседания Всероссийской конференции 28 ноября.
Проблема настолько актуальная, что на уровне государства принята Программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы), которая ставит целью повышение качества образования, предусматривающее сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста. Исследования показывают, что по уровню функциональной грамотности российские дети находятся на среднем уровне среди стран Организации экономического сотрудничества и развития. Тестирование PISA по функциональной грамотности, проведенное в 2018 году, показало, что результаты школьников из РФ снизились – особенно это коснулось читательской грамотности. Международные эксперты связывают это с тем, что страна достигла «зоны комфорта» по этому показателю. При этом среди приоритетов национального развития РФ до 2024 года включен такой показатель, как вхождение России в число 10 ведущих стран по качеству общего образования, поэтому формирование функциональной грамотности сегодня становится задачей номер один. Особенно это важно для учащихся начальной школы. Именно в начальной школе закладываются основы развития функциональной грамотности. Больше всего данная проблема качается формирования одного из самых важных видов функциональной грамотности – читательской грамотности.
Работа конференции в этот день проходила на двух площадках. На первой площадке работали секции по различным аспектам функциональной грамотности: «Региональная стратегия развития функциональной грамотности в период до 2030 года», «Современные подходы к измерению функциональной грамотности школьников в образовательной практике», «Функциональная грамотность как активная составляющая подготовки инженерно-технических кадров», «Организационно-педагогические проблемы развития финансовой грамотности».
На второй площадке были расположены 5 проблемных секций. В секции № 1 «Развитие функциональной грамотности младших школьников» выступали кандидаты педагогических наук, доценты кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета Хаирова Ирина Валентиновна и Камалова Лера Ахтямовна.
Модераторами секции выступили Габдулхаков Валерьян Фаритович, д.п.н., профессор кафедры дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, член-корреспондент Академии Наук Республики Татарстан, Кузнецова Марина Ивановна, д.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Доцент Хаирова Ирина Валентиновна выступила с докладом «Обучение младших школьников ознакомительному и изучающему чтению», в котором на эмпирическом уровне доказана результативность представленной методики обучения детей разным способам чтения.
Доцент Камалова Лера Ахтямовна представила доклад «Методическая система формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения». Модель формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе, предложенная доцентом Камаловой Л.А., является инновационной, авторской, интересной с научной и методической точки зрения. Участники конференции проявили большой интерес к технологии развития функциональной грамотности Камаловой Л.А. и дали ей высокую оценку.
В заседании секции № 1 приняли участие известные ученые, специалисты в области начального образования и исследователи в сфере формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Молокова Анна Викторовна, д.п.н., профессор, проректор по научно-методической работе и цифровизации,заведующий кафедрой начального образования ГАОУ ДПО Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».
Абрамовских Наталья Викторовна из Сургутского государственного педагогического университета рассказала об опыте подготовки будущих педагогов начальной школы к формированию у обучающихся функциональной грамотности, так как формировать функциональную грамотность должны профессионалы-педагоги.
Курлыгина Ольга Евгеньевна – доцент департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» посвятила свое выступление необычной, но очень важной теме: «Учим спрашивать. Вопрос о вопросах». Учить задавать вопросы и уметь на них отвечать – это неотъемлемое качество читательской грамотности.
Харченко Ольга Олеговна, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», остановилась на актуальной проблеме «Актуальные подходы к формированию языковой функциональной грамотности в начальной школе»,что является составной частью функциональной грамотности.
Фёдорова Алевтина Рюриковна, к.п.н., доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, методист издательства «Русское слово» раскрыла методические ресурсы формирования функциональной грамотности младших школьников на примере учебных и методических пособий.
Ожмекова Наталья Юрьевна, старший преподаватель отделения дошкольного и начального образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» познакомила участников конференции с другим аспектом формирования функциональной грамотности – «Совершенствование профессиональных компетенций учителей начальных классов по вопросам формирования читательской грамотности младших школьников».
Борщевская Анастасия Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ г. Москвы «Школа № 1619 имени М.И. Цветаевой» поделилась опытом практической работы по формированию социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.
Волосевич Ольга Олеговна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Всеволожска Ленинградской области раскрыла на конкретном педагогическом опыте результаты современных подходов к формированию функциональной грамотности в начальной школе.
Шапочкина Оксана Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Тихвин Ленинградской области поделилась опытом работы по формированию функциональной грамотности в начальной школе.
Выступления ученых, преподавателей высшей школы и учителей начальной школы по проблеме формирования функциональной грамотности российских школьников привело к общему выводу по представленным докладам: необходимо создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований XXI века.