27 ноября 2023 года в Казанском федеральном университете начала работу Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Управление развитием функциональной грамотности». Конференция организована Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан, Казанским федеральным университетом, Институтом психологии и образования под эгидой Министерства образования и науки РТ. Модератором конференции выступила доктор педагогических наук. Профессор, зав.кафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ Валеева Роза Алексеевна.
Торжественную церемонию открытия конференции открыл от имени ректора КФУ Ленара Ринатовича Сафина Президент КФУ Рияз Гатауллович Минзарипов.
На пленарном заседании выступили заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Евгений Евгеньевич Семченко, министр образования и науки Республики Татарстан Хадиуллин Ильсур Гараевич.В докладе Семченко Е.Е. дан анализ состояния развития функциональной грамотности школьников России за 2018-2023 годы, определены проблемы формирования функциональной грамотности, связанные с недостаточной профессиональной подготовкой школьных учителей, с невысоким уровнем оснащенности лабораторным оборудованием в сельских школах, неумением использовать имеющееся оборудование в целях формирования естественнонаучной грамотности учащихся. По итогам тестирования в Российской федерации по шкале PISA в 2022 году в целом процесс развития функциональной грамотности в России отличается динамикой роста показателей по читательской и математической грамотности школьников. В докладе министра образования и науки Республики Татарстан Хадиуллина И.Г. «Система управления развитием функциональной грамотности в Республике Татарстан» отмечены точки роста показателей школьников республики по функциональной грамотности как читательской, так математической и естественнонаучной грамотности. Тестирование, проведенное в школах Республики Татарстан в конце 2022-2023 учебного года, показало довольно высокий уровень развития функциональной грамотности татарстанских школьников по сравнению с общероссийскими показателями.
В выступлении руководителя Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», национального координатора международных сравнительных исследований Ковалевой Галины Сергеевны дан глубокий анализ проблем, задач и состояния развития функциональной грамотности в российских школах по 6 ее параметрам: читательская, математическая, естественнонаучная, глобальные компетенции, креативное мышление, цифровые компетенции. Ковалева Г.С. предложила вниманию участников конференции Проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся». Также разработан Банк заданий по функциональной грамотности, размещенный на портале ИСРО.
На пленарном заседании выступил ученый из Китая - LiuXin, Национальный эксперт по надзору и оценке начального и среднего школьного образования, руководящего комитета Государственного совета по образованию в городе Чанша КНР с докладом «Управление развитием функциональной грамотности в Китайской Народной Республике». Вниманию участников конференции предложен опыт китайских ученых и работников образования по реализации модели управления функциональной грамотности через проект «Зеленая среда».
Выступление министра образования и науки Самарской области Акопьяна Виктора Альбертовича посвящено региональному аспекту формирования функциональной грамотности.
Директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Шайхелисламов Раис Фалихович выступил с докладом, в котором представил опыт формирования стратегии развития функциональной грамотности в Республике Татарстан.
Старший советник Губернатора Курской области Зубарева Наталия Николаевна рассказала участникам форума о модернизации региональной методической службы: проектный подход и стандартизация.
Участники Всероссийской научно-практической конференции «Управление развитием функциональной грамотности» участвовали в панельной дискуссии по проблеме формирования функциональной грамотности школьников.