Сентябрь порадовал слушателей дополнительного образования Казанского федерального университета новостью. Был издан приказ, подписанный проректором по образовательной деятельности Е.А. Туриловой, о реализации первой в Республике Татарстан программы профессиональной переподготовки «Методы прикладного анализа поведения в образовании». Потребность в специалистах, относящихся к области прикладного анализа поведения очень высока и данная программа является единственной, которая будет реализована в Республике Татарстан и аналогов ей нет.
«Запрос на курсы, которые связаны с ментальными нарушениями мы получали регулярно в течении нескольких последних лет. Причиной такого запроса было возрастающее количество детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в нашем регионе, как и в целом по России. И для обучения таких детей требуется больше специалистов, умеющих эффективно работать. Методы и технологии прикладного анализа поведения имеют доказанную эффективность, они действительно позволяют достигать хороших результатов в обучении детей. Поэтому спрос на наши курсы со стороны специалистов, руководителей учреждений образования и социальной защиты растёт с каждым месяцем», – рассказывает Ирина Нигматуллина, кандидат педагогических наук, заведующий научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС».
В августе 2022 года при поддержке управления образования города Казани Институт психологии и образования на базе научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» запустил первую 72-часовую программу повышения квалификации «Технологии обучения детей с ментальными нарушениями в условиях реализации ФГОС». За несколько месяцев обучение прошли более 200 специалистов школ, детских садов, учреждений реабилитации инвалидов. Все они работают с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями и ежедневно сталкиваются с трудностями: нежелательным поведением, сложностями обучения, выбором релевантных целей для работы. Освоение эффективных методов, основанных на поведенческом подходе, – их главная потребность.
Министерство образования Республики Татарстан осознавая актуальность данной проблемы выделила бюджет на обучение специалистов в рамках реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на 2022-2026 годы общественного проекта «Ментальное здоровье». На основании этого при сотрудничестве с Приволжским исследовательским медицинским университетом в июне 2023 года была запущена еще одна программа курсов повышения квалификации «Методы прикладного анализа поведения в образовании детей с метальными нарушениями с учетом требований ФГОС».
После окончания первых курсов повышения квалификации практически сразу появился новый запрос: на углублённый курс профессиональной переподготовки.
Лектор курса Анна Устиновская, сертифицированный поведенческий аналитик и супервизор CBA-S отмечает: «Одно из преимуществ наших программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки – ориентированность на практику, на конкретные методы и процедуры, которые можно применять с детьми сразу. Дети с аутизмом – действительно особая категория учеников, с которыми традиционные методы специальной педагогики не всегда эффективно работают. В наших программах мы рассматриваем практики с доказанной эффективностью, направленные на работу с самым разным поведением: от пользования горшком до решения арифметических задач. Мы учим наших слушателей внимательно наблюдать, отслеживать и анализировать поведение, определять его функцию и обучать новому, социально приемлемому поведению».
Арина Сазонова, лектор курса, сертифицированный поведенческий аналитик и супервизор CBA-S, отмечает, что в программе освещаются самые современные методы и практики, основанные на поведенческом подходе:
«Мы стараемся идти в ногу со временем и регулярно дополняем наши программы, ориентируясь на новые исследования и собственную практику. Прикладной анализ поведения – довольно молодая наука, однако она продолжает развиваться и постоянно обогащается новыми методами, которые мы стремимся сразу же опробовать. Устойчивый тренд последних лет – гуманизация поведенческих технологий, этичное и бережное обучение, восприятие ребёнка с ментальными нарушениями как личности и учёт его интересов в первую очередь. Мы учим наших слушателей быть настоящими профессионалами и практиковать этично, используя методы прикладного анализа поведения для улучшения качества жизни ребёнка с особенностями развития и его семьи».