10 ноября 2023 года во 2 здании КФУ прошел ХVII фестиваль «PROнаука». Участниками являлись ученики школ их родители, педагоги и студенты. На фестивале сотрудники из научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» и Детского сада КФУ «Мы вместе» представили «Университет родительства».
Сотрудниками были проведены несколько консультаций для детей и родителей, мини-тренинги (9 шагов. Тренинг родительских навыков), игры на нейропсихологическую стимуляцию. В процессе консультаций с родителями сотрудники старались как можно подробнее отвечать на их вопросы, на какие моменты следует обращать внимание в поведении, воспитании и обучении детей, а в особенности детей с РАС, как следует себя вести и куда обращаться за ответами на возникающие вопросы.
Васина Вероника Викторовна, научный сотрудник НИЛ «Комплексное сопровождение детей с РАС», отмечает: «Запросы у родителей о консультациях, месте поиска новой информации для успешного воспитания и обучения детей с РАС возросли. Мы как специалисты, работающие в этой области, принимаем активное участие в разработке научных проектов, методик, пособий, актуальных для современного времени. И это повышает эффективность коррекционной работы как со стороны специалистов, работающих с детьми с аутизмом, так и со стороны родителей, которые становятся компетентными в этом вопросе».
Идея, провести «Университет родительства» в виде консультационного пункта, была поддержана заведующей научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Нигматуллиной Ирине Александровне, которая подчеркнула важность применения в работе с родителями и студентами активных методов в формате живого диалога. Васина Вероника Викторовна как научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории и доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПиО представила учебно-методическое пособие «Аутизм: что делать?» (авторы: Васина В.В., Минуллина А.Ф.). В пособии представлены технологии работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, в том числе по развитию прогностических способностей. Данное пособие рекомендуется для практической помощи лицам, развивающим, обучающим и воспитывающим детей с РАС: родителям, дефектологам, логопедам, психологам, студентам психологических и педагогических специальностей, всем тем, чья деятельность связана с обеспечением психического и психосоматического здоровья, психологической и социальной адаптации детей в системе инклюзивного образования. Учебно-методическое пособие составлено в рамках федеральной инновационной площадки «Прогностическая способность дошкольников с расстройством аутистического спектра как ресурс социализации: модель детекции».
Методическое пособие «РАСтим играя» для родителей детей с расстройством аутистического спектра было разработано сотрудниками НИЛ «Комплексного сопровождения детей с РАС» при участии студентов кафедры психологии и педагогики специального образования Зиганшиной Камиллы и Ахмедовой Камиллы. В пособии представлены игры по 7 категориям: подражание, общая моторика, развитие координации глаз и рук, тонкая моторика, познавательная деятельность, самообслуживание, социальные отношения. Данный материал поможет укрепить связь между ребенком и родителем, подготовит ребенка к совместным играм со сверстниками. Помимо пособия «РАСтим играя» предоставлены ещё 7 пособий для помощи родителям данной группы детей. Лукьянова Ольга Викторовна, Исмаилова Эльвира Фаритовна, сотрудники Детского сада КФУ «МЫ ВМЕСТЕ» представили пособие «ВыРАСтайка».
В течении всего времени фестиваля подходило большое количество заинтересованных родителей и детей, атмосфера была оживленной. Также «PROнаука» стала площадкой на которой произошло много интересных встреч: с коллегами, с новыми партнёрами, будущими соратниками, студентами, магистрантам, абитуриентами.