В Институте психологии и образования прошел симпозиум «Социальная адаптация детей и подростков с расстройствами аутистического спектра» в рамках X Международного форума по педагогическому образованию «Качество педагогического образования в условиях современных вызовов».
Одна из важнейших задач современного образования - адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в социальном пространстве.
Обсуждению актуальных вопросов по социальной адаптации и социализации детей с с РАС была посвящена работа симпозиума «Социальная адаптация детей и подростков с расстройствами аутистического спектра».
На симпозиуме выступили преподаватели кафедры психологии и педагогики специального образования ИПиО К(П)ФУ- участники Федеральной инновационной площадки по проекту «Прогностическая способность дошкольников с расстройством аутистического спектра как ресурс социализации: модель детекции. Данный проект реализуется с 01.01.2022, целью которого является построение модели и инструментально-методическое обеспечение детекции прогностической способности детей с РАС дошкольного возраста как адаптационного ресурса, способствующего их позитивной социализации.
Участники симпозиума выступили с докладами, отражающими достигнутые результаты проведенных исследований по данному проекту. В частности, была заведующей кафедрой Ахметзяновой А.И. и доцентом Артемьевой Т.В. была представлена адаптация методики «прогностические истории» к специфическим особенностям детей с расстройством аутистического спектра. Семье как фактору социализации детей с расстройствами аутистического спектра был посвящен доклад доцента кафедры Минуллиной А.Ф. Содержание метода «Социальные истории», применяемого для развития социальных навыков у детей с РАС было освещено в докладе старшего преподавателя Борисовой Н.С.
Также прошло обсуждение особых образовательных потребностей как сферы профессиональной деятельности дефектологов. Рассмотрена роль и значение прогнозирования в социализации и обучении детей с нарушениями в развитии. Были проанализированы особенности социализации и адаптационных ресурсов детей дошкольного возраста с РАС молодыми учеными кафедры.
В рамках секции «Ребенок с ООП в инклюзивном образовательном пространстве» преподаватели и молодые исследователи кафедры педагогики и психологии специального образования представили результаты исследований, посвященные коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в инклюзивном образовательном пространстве.
В работе секции приняли участие руководители и сотрудники дошкольных образовательных учреждений г. Казани – соисполнителей ФИП с демонстрацией практического опыта работы с детьми с ОВЗ (РАС).
Руководители и педагоги организаций-партнеров (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Ромашка», МБДОУ «Детский сад №189 комбинированного вида», МБДОУ «Детский сад №63 комбинированного вида») делились наработками по развитию речи и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Были представлены доклады, посвященные особенностям работы с детьми с РАС в условиях комбинированного дошкольного учреждения, организации особых условий обучения детей с РАС, эффективным приемам логопедической работы, методикам и инструментам социальной адаптации детей с ментальными нарушениями в развитии в условиях дошкольной организации, а также комплексному подходу в обучении детей старшего дошкольного возраста данного категории.
Выступления логопедов, дефектологов дошкольного образовательных учреждений с демонстрацией собственного практического опыта работы с детьми с РАС вызвало большой резонанс у аудитории, которая была представлена учеными и практиками из КНР, Казахстана, Дагестана, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Коллеги поделились опытом (успехами и трудностями) организации дефектологической помощи в своих учреждениях.
В заключительной части работы участники подвели итоги и наметили перспективы дальнейшей совместной работы в рамках реализации Федеральной инновационной площадки.