Новости
Поздравляем ученых Института психологии и образования, Высшей школы медицины Института фундаментальной медицины и биологии с победой в конкурсе на присуждение гранта ректора КФУ «Прорывные исследования в образовании»
Решением конкурсной комиссии на основании приказа «О назначении гранта ректора КФУ «Прорывные исследования в образовании» от 03.04.2020 № 01-03/318 проекту «Модель комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра», исполнителями которого являются Нигматуллина И.А., Васина В.В., доценты кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования, Мухамедшина Я.О., доцент кафедры морфологии и общей патологии Высшей школы медицины Института фундаментальной медицины и биологии присужден грант ректора КФУ.
Грант организован в целях поддержки перспективных исследовательских групп и повышения международной конкурентоспособности исследований в сфере образования, проводимых в КФУ.
По мнению ученых данный проект позволит провести контент-анализ отечественных и зарубежных концепций изучения аутизма, современных исследований, посвященных вопросам, выделения и уточнения диагностических критериев расстройств аутистического спектра, коморбидных состояний дошкольников с РАС, эффективности сложившихся практик комплексного сопровождения детей с аутизмом. Пилотное исследование позволит оценить качество дошкольного образования детей с РАС и выявить трудности организации комплексного сопровождения. С помощью сбора анамнестических данных и скринингового опросника выявления коморбидных расстройств учеными будут рассмотрены возможные корреляции с речевыми и социальными навыками дошкольников с РАС. Будет разработана анкета и проведено анкетирование родителей детей дошкольного возраста с РАС по оценке доступности и эффективности медицинского и психолого-педагогического сопровождения. Поздравляем победителей!- АНО «Ресурсный центр по развитию детей с ОВЗ» стал соисполнителем проекта "Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра" (2019-2023), реализуемого в рамкахфедеральной инновационной площадки, осуществляющей свою деятельность на основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) № 318 от 18 декабря 2018 года «О федеральных инновационных площадках» https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1454
- АНО «Ресурсный центр по развитию детей с ОВЗ» совместно с учеными Казанского федерального университета принимает участие в работе по созданию единой ресурсной базы современных технологий и методов диагностики и коррекции, модели комплексного сопровождения детей с РАС в Республике Татарстан. https://tass.ru/obschestvo/6481301
- 4 марта 2019 года директор АНО «Ресурсный центр по развитию детей с ОВЗ»- Нигматуллина И.А. приняла участие в информационно-методическом семинаре «Партнерство ВУЗа и образовательных организаций в сопровождении дошкольников с расстройствами аутистического спектра», который состоялся в Институте психологии и образования Казанского Федерального Университета.
- 1 апреля 2019 Нигматуллина И.А. приняла участие в обучающем семинаре «Анализ результатов комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих АООП ДОО детей с РАС и выявление трудностей обучения, воспитания и успешной социализации детей дошкольного возраста с РАС.
- 14 июня 2019 года Ресурсного центра принял участие в организации и работе круглого стола на тему "Аутизм: терапевтический потенциал многоаспектного подхода". Организатором проведения выступили Институт психологии и образования, Институт фундаментальной медицины и биологии, Ситуационный аналитический центр КФУ, АНО «Ресурсный центр развития детей с ОВЗ». Были заслушаны выступления ведущего консультанта отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся Министерства образования и науки Республики Татарстан Степановой Любови Олеговны о состоянии системы образования детей дошкольного возраста с РАС в Республике Татарстан, заведующего государственным казенным учреждением «Республиканская психолого-медико-педагогическая консультация» Ермолаевой Натальи Александровны, председателя психолого-медико-педагогической комиссии г.Казани Гатауллиной Солтании Василовны о востребованности образовательных услуг для детей с РАС в Республике Татарстан, кандидата психологических наук, доцента кафедры дефектологии и клинической психологии ИПиО Твардовской Аллы Александровны о ключевых векторах психолого-педагогических исследований проблем аутизма, кандидата медицинских наук, ведущего научного сотрудника ИФМиБ Мухамедшиной Яны Олеговны о медицинских аспектах и направлениях актуальных исследований аутизма, кандидата педагогических наук, доцента кафедры дефектологии и клинической психологии ИПиО, директора АНО «Ресурсный центр развития детей с ОВЗ» Нигматуллиной Ирины Александровны о модели организации дошкольного образования детей с аутизмом в консорциуме научной и образовательной организаций. В принятии решения по итогам работы круглого стола приняли участие кандидат социологических наук, заместитель директора по научной деятельности ИПиО, директор Ситуационного аналитического центра КФУ Алишев Тимерхан Булатович; кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора по научной деятельности Файзуллин Рашат Искандарович; кандидат психологических наук, доцент Ахметзянова Анна Ивановна. https://kpfu.ru/psychology/v-ipo-sostoyalsya-kruglyj-stol-na-temu-autizm.html
- 9 апреля 2019 года на VII Международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения» директор Ресурсного центра Нигматуллина И.А. совместно с доцентом кафедры дефектологии и клинической психологии КФУ А.А. Твардовской, выступили с докладом «Модель сопровождения детей с аутизмом в условиях консорциума научной и образовательной организации" В докладе были представлены первые результаты работы Федеральной инновационной площадки – оригинальная авторская модель комплексного сопровождения детей с аутизмом в условиях консорциума научной и образовательной организации. Модель определяет также основные направления ее реализации на территории Республики Татарстан. В ней учтена специфика условий получения детьми с аутизмом дошкольного образования, коррекции нарушений развития и успешной социализации, необходимость работы с семьей и подготовка специалистов для подобной работы, а также определен круг необходимых дальнейших исследований. В подобной модели остро нуждаются педагоги-практики и психологи, специалисты, осуществляющие управление на всех уровнях образования и даже родители, воспитывающие таких детей. Специалисты из США и Великобритании – стран-лидеров в области помощи детям с расстройствами аутистического спектра, а также отечественные эксперты высоко оценили проделанную нашими коллегами работу. Был отмечен её системный характер, учет передового мирового опыта и специфики нашей страны и республики, сочетание фундаментальности и практической ориентации
- 29 мая 2019 года директор Ресурсного центра Нигматуллина И.А. выступила с докладом “Children with Autism in the 21st Century: Problems with Socialization at a Preschool Age» Дети с аутизмом в 21 веке: трудности социализации в дошкольном возрасте на V Международном научно-практическом форуме по педагогическому образованию «Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности», который прошел в Казанском федеральном университете. В докладе были освещены вопросы разработки и реализации инновационной модели сопровождения детей с аутизмом в условиях консорциума научной и образовательной организации
- 24 октября 2019 года директор Ресурсного центра Нигматуллина И.А. приняла участие в работе круглого стола «Ресурсная поддержка инклюзивного образования: презентация федеральных ресурсных центров», проходившего в рамках V Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность», который состоялся в Москве. На круглом столе обсуждались вопросы, касающиеся основных достижений и противоречий развития инклюзивного процесса на всех уровнях отечественного образования
- 5 декабря 2019 директор Ресурсного центра Нигматуллина И.А., являясь руководителем федеральной инновационной площадки КФУ, выступила на семинаре «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования как двигатель модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования» с отчетом о результатах деятельности ФИП за 2019 год. Как отметила руководитель экспертной комиссии по оценке качества деятельности ФИП РФ, Грицкевич Татьяна Игоревна (профессор кафедры философии и общественных наук, доктор наук Кемеровского государственного университета), федеральная инновационная площадка КФУ вошла в пятерку лидеров федеральный инновационных площадок РФ
- 21 января 2020 года директор Ресурсного центра Нигматуллина И.А. приняла участие в научно-практическом семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра. Цифровые инструменты в работе дефектолога» прошел в Институте психологии и образования КФУ. В работе семинара приняли участие сотрудники кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО КФУ. Спикером семинара выступила доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, завлабораторией специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина Ольга Кукушкина https://kpfu.ru/psychology/akademik-rao-predlozhila-ispolzovat-v-383042.html