26 сентября 2025 г. в Институте психологии и образования прошел очередной Республиканский онлайн-семинар для педагогических работников по вопросам социокультурной адаптации детей иностранных граждан (мигрантов) в поликультурной образовательной среде. Серия образовательных семинаров разработана в Казанском федеральном университете по поручению Раиса Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и Совета при Раисе Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям.
Третье заседание было посвящено обсуждению вопросов диагностики социокультурной, языковой и психологической адаптации учащихся-мигрантов в школе. Модераторами выступили преподаватели кафедры начального образования Института психологии и образования: Р.Р. Хайрутдинова, Ч. Р.Громова, З.Н.Аскарова.
В начале семинара выступающие обсудили адаптационные барьеры и особые образовательные потребности детей мигрантов: низкий уровень владения государственным русским языком; отсутствие или нехватка социальных навыков, ориентация на нормы и правила культуры страны и региона исхода; эмоциональная дезориентация при столкновении с новой культурой, психологические проблемы. Указанные факторы предопределяют необходимость внедрения комплексных программ диагностики социально-культурной, языковой, психологической адаптации детей иностранных граждан и учащихся с миграционной историей.
Резеда Рафаилевна Хайрутдинова в ходе своего выступления выделила показатели социально- культурной адаптации детей иностранных граждан и основные критерии для их анализа. Диагностика социально-культурной адаптации включает в себя оценку социальной интеграции, знания культурных особенностей страны, принятия норм и ценностей новой культуры, успешности в образовательной среде. Для этого применяются психологические и педагогические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, а также оценка взаимодействия с другими детьми и учителями.
Зухра Ниязовна Аскарова рассказала об особенностях диагностики языковой адаптации учащихся-мигрантов с использованием методики РКИ. Важными принципами языковой диагностики является системность, методическая обоснованность, учет возраста и эмоционального состояния ребенка, а также использование обратной связи для корректировки индивидуальных планов обучения. Оценка уровня языковой адаптации начинается с входного обследования, которое помогает зафиксировать исходные речевые навыки, выявить трудности в произношении, грамматике и лексике. В ходе диагностики проводится оценка речевых умений по четырем видам деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), составляется психолого – педагогическая характеристика процесса адаптации ребенка в школе.
Чулпан Раесовна Громова осветила ключевые области социально-психологической диагностики детей мигрантов. Программа психологической оценки адаптации иностранных обучающихся включает два направления: изучение психологического благополучия и социальных навыков. Слушатели ознакомились с методиками скринингового и расширенного обследования указанных показателей. В выступлении Ч.Р. Громовой было представлено обоснование для применения разных инструментов психодиагностики в зависимости от возрастных особенностей и языковых компетенций учащихся-мигрантов.
В завершении семинара заведующий кафедрой начального образования, профессор Венера Гильмхановна Закирова пригласила слушателей на очередной онлайн-семинар по теме «Методика «Русский язык как иностранный» в обучении детей мигрантов», который состоится 19 декабря 2025 г. Кроме того, Венера Гильмхановна анонсировала программу дополнительного профессионального образования «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в психолого-педагогическом сопровождении адаптации и социализации детей мигрантов», разработанную сотрудниками кафедры начального образования Института психологии и образования КФУ.




