13 декабря 2024 года Международная научно-практическая конференция «АУТИЗМ: МЫ ВМЕСТЕ» «Перспективы и особенности развития практик социализации и интеграции детей с расстройствами аутистического спектра» продолжила работу в Детском саду Казанского федерального университета «МЫ ВМЕСТЕ».
Напомним, что Специальный (коррекционный) детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ» КФУ - это федеральная и региональная площадка трансфера инновационных моделей и технологий образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра «МЫ ВМЕСТЕ» Казанского федерального университета – это единственный в России специальный (коррекционный) детский сад такого направления.
Второй день Конференции – это обучающий семинар по особенностям развития практик социализации и интеграции детей с расстройствами аутистического спектра в Детском саду «МЫ ВМЕСТЕ». Обучающий семинар проходит при огромной поддержке Раиса Республики Татарстан Миннеханова Рустама Нургалиевича, заместителя премьер-министра Республики Татарстан Фазлеевой Лейлы Ринатовны, Министерства образования и науки Республики Татарстан, заместителя Министра образования и науки Республики Татарстан Асадуллиной Алсу Мунибовны, ректора Казанского федерального университета Сафина Ленара Ринатовича, директора ГАОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» Васильева Романа Игоревича, директора Института психологии и образования Калимуллина Айдара Минимансуровича.
Программа второго дня Конференции началась с проведения экскурсии по специальному (коррекционному) детскому саду КФУ для детей с расстройствами аутистического спектра МЫ ВМЕСТЕ». Заведующий детским садом Садретдинова Эльвира Азгамовна показала гостям материально-техническое обеспечение детского сада, имеющееся оборудование, специальные комнаты для занятий детей с РАС, кабинет для занятий «Лекотека», «Особый ребенок», кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, кабинеты физкультуры и адаптивной физкультуры, музыкальные залы, кабинет Центра сопровождения семьи. Участники Конференции увидели, что развивающая предметно-пространственная среда Детского сада учитывает все потребности и интересы ребенка с РАС, полностью обеспечивает реализацию АООП.
Обучающий семинар по основным направлениям работы с лицами с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями по теме «Организации ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» проведен спикерами - кандидатом психологических наук, доцентом КФУ, заведующим детским садом КФУ «МЫ ВМЕСТЕ» Садретдиновой Эльвирой Азгамовной, директором ГАОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» (Казань, Россия) Васильевым Романом Игоревичем.
Аршатская Аксана Сергеевна, кандидат психологических наук, старший сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП» и Суетина Оксана Петровна, психолог, младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП» (Москва, Россия) показали Мастер-класс «Особенности адаптации сенсорного материала для групповых занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с РАС».
Ермолаева Наталья Александровна, директор ГБУ РЦ ППМСП «ЦПМПК» и Слесаренко Полина Владимировна, трансдисциплинарный специалист Службы ранней помощи ЦПМПК выступили с обобщением опыта работы по проблеме «Раннее вмешательство и поддержка семьи: опыт службы ранней помощи ЦПМПК».
Исмаилова Эльвира Фаритовна, старший воспитатель детского сада КФУ «МЫ ВМЕСТЕ» и Лукьянова Ольга Викторовна, старший воспитатель детского сада КФУ «МЫ ВМЕСТЕ» предложили участникам Конференции познакомиться с разработанным ими уникальным учебно-методическим пособием «Методические рекомендации по организации ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, по результатам мониторинга образовательных потребностей семей и объективного диагноза».
Техническим модератором выступила педагог-психолог детского сада КФУ «МЫ ВМЕСТЕ Федорова Полина Сергеевна.
Научно-методический семинар в рамках Международной научно-практической конференции «Перспективы и особенности развития практик социализации и интеграции детей с расстройствами аутистического спектра» проведен на высоком научно-методическом, организационном, содержательном уровне. Проведение Семинара на базе Детского сада КФУ «МЫ ВМЕСТЕ» и в целом всей Международной научно-практической конференции «АУТИЗМ: МЫ ВМЕСТЕ» продемонстрировали высочайший уровень научных разработок по проблеме детей с расстройствами аутистического спектра, организации и реализации инновационной модели детского образовательного учреждения с расстройствами аутистического спектра на примере Детского сада КФУ «МЫ ВМЕСТЕ», единство науки и практики в решении вопросов психологического здоровья детей, социализации и интеграции детей раннего возраста с РАС и другими ментальными нарушениями.
Участники семинара в режиме «Открытого микрофона» выступили со словами искренней благодарности в адрес руководства Казанского федерального университета, Института психологии и образования, Детского сада КФУ «МЫ ВМЕСТЕ» за организацию интересного, эффективного, актуального диалога по проблемам детей с РАС. В Детском саду для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» гости семинара увидели огромный, уникальный, инновационный опыт по реализации новой модели детского сада с расстройствами аутистического спектра, реальные практические результаты научно-исследовательской работы по проблеме аутизма, активное внедрение технологий и практик социализации и интеграции детей с расстройствами аутистического спектра, результаты большой практической работы по обозначенной проблеме.
Участники Конференции и обучающего семинара получили сборник статей III Международной научно-практической конференции «Перспективы и особенности развития практик социализации и интеграции детей с расстройствами аутистического спектра» и учебно-методическое пособие «Организация ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, по результатам мониторинга образовательных потребностей семей и объективного диагноза».
Мы присоединяемся к словам участников Конференции и искренне благодарим Раиса Республики Татарстан Миннеханова Рустама Нургалиевича,заместителя премьер-министра Республики Татарстан Фазлееву Лейлу Ринатовну, заместителя Министра образования и науки Республики Татарстан Асадуллину Алсу Мунибовну, ректора Казанского федерального университета Сафина Ленара Ринатовича, директора ГАОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» Васильева Романа Игоревича, директора Института психологии и образования Калимуллина Айдара Минимансуровича, кафедру психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования в лице заведующей кафедрой Ахметзяновой Анны Ивановны.