Вопросы антропологии педагогического образования в условиях государственного двуязычия обсудили на круглом столе № 18.
В билингвальных условиях России ситуация негативного влияния государственных языков друг на друга характеризуется энтропией (деградацией языковой личности). Национально-русское двуязычие, принятое в России, в отличие от англо-немецкого, англо-французского, англо-шведского или – норвежского, не всегда положительно влияет на качество образования. Социальный статус родных государственных языков в России (татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и др.), не очень высок: они не являются языками мировой науки и культуры. Но эти языки являются языками мысли, памяти (в том числе исторической), языками культуры, определяющими алгоритм нравственно-этического сознания и поведения билингвов – детей дошкольных учреждений, учащихся школ, студентов вузов, родителей, педагогов.
В Западной Европе многие государственные языки (особенно в странах Скандинавии) тоже теряют свою популярность в пользу иностранного языка – английского. Поэтому и там набирает темпы иноязычное образование – образования на английском языке. Вслед за этим наблюдается и деградация культурных (в том числе семейных) ценностей, энтропия духовно-нравственных ориентиров. Какие антропологические компоненты необходимо учитывать при построении эффективного поликультурного образования в России – это главный вопрос, который обсудили участники круглого стола.
Живой интерес вызвали выступления члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Ф.Ф. Харисова (Москва), доктора педагогических наук, профессора И.М. Синагатуллина (Башкирия), члена-корреспондента АН РТ, доктора педагогических наук, профессора В.Ф. Габдулхакова (КФУ), кандидата психологических наук, доцента Э.А.Латыповой (КФУ), преподавателя Вилюйского педагогического колледжа М.А. Софронеевой (Якутия), журналиста Н.Ш.Зайнуллина (Казань) и мн. др.
Участники круглого стола решили продолжить исследование антропологических аспектов педагогического образования в направлениях повышения эффективности управления национальным образованием, технологизации обучения и взаимодействия с родителями, развития системы повышения квалификации по вопросам двуязычия и этнопедагогики.