В первые дни июля, когда уже финишировали экзамены в университете, педагоги и ученые собрались в Высшей школе экономики на междисциплинарный форум «Искусственный интеллект и общество».
Ключевой доклад сделал известный философ и футуролог Сергей Переслегин, блистательные доклады о будущем и развитии общества «в тени» искусственного интеллекта сделали ведущий научный сотрудник лаборатории методов анализа больших данных, профессор Ф.Д. Ратников, о использовании возможностей AI в пространстве современной церкви и теологии говорил в презентации протоиерей, доц. каф. философии НИЯУ МИФИ В.В. Шмалий, легендарный ученый г.н.с, зав. отделом нелинейных процессов ИПМ РАН.Г.Г. Малинецкий размышлял о признаках сознания у искусственного интеллекта, и опасностях его стремительного развития. Профессор Е.Н. Пашенцев, в.н.с. СПБГУ поделился размышлениями о информационно-психологической безопасности и потенциальных возможностях злонамеренного использования искусственного интеллекта. Весьма перспективное исследование представили директор Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ профессор, г.н.с., Г.Р. Консон и его соавтор доцент А.А. Костин. Они рассказали о синхронизации человека и цифрового аватара, размышляя о возможностях моделирования «квази-эмоций». Их доклад назывался «Взаимодействие людей с воплощенными искусственными агентами: этнография пользовательского опыта в аватарных играх и приложениях». В кулуарах конференции было принято решение начать совместное исследование с учеными из казанского университета при исследовании эмоционального пользовательского опыта и взаимодействии человека и его виртуального прототипа в гейминге.
Профессор Ю.В. Андреева доложила на конференции и пилотном исследовании, проведенном в соавторстве с профессором Р.В. Даутовой, которое посвящено включению прототипа искусственного интеллекта в воспитании детей. Вот цитата из выступления: «Начало XXI века уже войдет в историю человечества как новый этап развития цивилизации, получившей расширение границ времени и пространства, (диахромность и диастопность цифрового следа) и как включение нейросетей (пока самого простого AI ) в пространство жизнедеятельности человека.
В каждой 7-ой семье в России уже используется голосовой помощник, прототип нейроняни. По некоторым данным мировой рынок цифровых помощников будет расти в среднем более чем на 30 % в год. Принципы работы нейросети Алисы, все чаще используемой в роли нейроняни и собеседника в семейном пространстве, поострены на алгоритмах распознавания речи (ASR), которое преобразует аудиосигнал в текстовое представление запроса; понимании слегна и «простых» высказываний (обработка естественного языка - NLU, позволяет расшифровать запрос, по смыслу и намерению пользователя). Принцип генерации ответа позволяет выбрать один из многих вариантов, так простроено машинное обучение на больших объемах текстовых данных. Но, пожалуй, самым уникальным является синтез речи: передача сигнала в понятной для человека аудиальной, «знаковой» системе (нейросетевые модели синтеза речи (TTS). Нейроняня для современного поколения способна обучатся, понимать сложные контексты, интерпретировать неоднозначные фразы и генерировать естественные ответы. Алиса – самый «шустрый ученик» в семье, поскольку обучение и адаптация к семейным нормам позволяет ей совершенствовать языковые навыки и способность понимать запросы. Активное включение в среду обитания, развития ребенка «умной цифры» приводит к снижению уровня тревоги и новизны (характеризующих контроль, психологические защиты), следовательно, в процессе взаимодействия с цифровой няней происходит развитие спонтанных ко-адаптационных стратегий, взаимное развитие нейросетей цифрового человека. Пилотный эксперимент показал, что использование голосового помощника может снижать «родительский авторитет». Чаще всего дети выбирают коммуникацию в нейросетью «живой» коммуникации в следствии безопасности (нет оценок и субъектности) и постоянству цифровому коммуникатора «статичность, доступность нейроняни». Так же современных детей устраивает «эмоциональная стабильность цифрового компаньона. Ведь они умеет моделировать, копировать стилистику речи пользователя как в стандартах конструирования фраз, так и логики смыслов».
Выступление вызвало интерес, от коллег поступили предложения проводить совместные исследования в данной сфере.
Исследование выполнено за счет средств субсидии, выделенной Казанскому федеральному университету для выполнения проекта № FZSM-2023-0022 «Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии» в рамках государственного задания