21 ноября в конференц-зале Национальной библиотеки Республики Татарстан состоялась публичная лекция кандидата наук, доцента кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Высшей школы журналистики КФУ Галины Арсентьевой.
Лекция прошла под необычным для академической среды названием «Телевидение и мы: кто управляет тем, что мы смотрим?» и была приурочена ко Всемирному дню телевидения, который отмечается ежегодно с 1997 года в ознаменование даты первого Всемирного телевизионного форума, проведенного в ООН в 1996 году. Этот день призвано отмечать с целью поощрения обмена телепрограммами, посвященными развитию мира, безопасности и расширению культурного обмена.
Г.Л. Арсентьева начала лекцию с определения телевидения и объяснения того, почему телевидение до сих пор остается весьма популярным, несмотря на активное и уже довольно длительное развитие интернета: сегодня во всем мире насчитывается более 37 тысяч телеканалов, которые смотрят хотя бы раз в месяц до 97% жителей планеты. Одной из причин популярности телевидения названа грамотная программная стратегия, при этом на графике были показаны программные стратегии современных российских телеканалов и отмечено, каким образом целевая аудитория влияет на телевизионный контент. Слушатели также узнали, в чем отличие нишевых и универсальных телеканалов, познакомились с некоторым приемами оперативного программирования, позволяющими телеканалам достигать высоких рейтингов. Был поднят вопрос, нужно ли вообще обычному человеку ориентироваться на рейтинг, о котором так часто говорят телевизионные топ-менеджеры. Особое внимание спикер уделила взаимодействию телевидения и его зрителей: когда и как начали изучать телевизионную аудиторию, каким образом ее подсчитывают сегодня, почему зритель, находящийся на телеканале меньше минуты, не входит ни в один телевизионный рейтинг, как называется тип телесмотрения, при котором человек сёрфит по телеканалам во время рекламы, и многое другое.
Вход на публичную лекцию был свободным. Представители самых разных возрастов спрашивали, вернется ли молодежь на телевидение и каковы условия этого возврата, предполагала ли аудитория нулевых, что интернет разовьется до таких масштабов, отличается ли сегодняшнее российское телевидение от телевидения других стран, каков риск вытеснения телевидения стриминговыми сервисами. Многих интересовали темы изменения информационно-аналитического телевещания и усталости от плохих новостей. Несмотря на небольшое количество слушателей, вопросная сессия по времени превзошла выступление, что говорит о высоком интересе к происходящим процессам – как на телевидении, так и в стране.