28 февраля 2023 года в отделении педагогического образования Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского под руководством доцента кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Фазлеевой Э.И. состоялась отчётная конференция студентов 4 курса по итогам прошедшей педагогической практики по информатике.
Педагогическую практику по информатике студенты проходили в ноябре-декабре в различных школах г. Казани и п. Осиново Зеленодольского района РТ. На конференции представители каждой школы продемонстрировали свои доклады-отчеты с презентациями.
Для подготовки отчетов студентам заранее были даны рекомендации об их содержании. В докладах и презентациях было рекомендовано кратко описать методическую систему работы учителя информатики своей школы и представить следующую информацию:
Также рекомендовано было подробно представить в своем выступлении один проведенный зачетный урок по информатике (озвучить цели, тип и вид урока; вкратце рассказать о деятельности практиканта, т.е. о своей деятельности, и учащихся на каждом этапе урока; сделать общие выводы по проведенному уроку).
Все студенты групп 05-906 и 05-907 ответственно отнеслись к выполнению предложенного задания и представили полные содержательные отчёты и красиво оформленные презентации об итогах педагогической практики.
Более подробно остановимся на некоторых выводах, сделанных студентами.
Большинство студентов, анализируя методическую систему работы учителей информатики, отметили, что эта деятельность, прежде всего, направлена на использование образовательных программ и учебно-методических комплексов как традиционного, так и развивающего обучения; сочетание разнообразных форм и методов обучения; реализацию приоритетного развития информационно-технологической подготовки учащихся. Также при обучении информатике учителя стараются формировать ситуацию, в которой учащийся сможет, используя ИКТ, учиться в индивидуализированной среде, с оптимальной скоростью, в удобном месте и в удобное время; обеспечивать готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества. При этом на уроках информатики и во внеурочной деятельности стараются уделять должное внимание формированию и развитию основных метапредметных компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, социально-политической, социокультурной), а также обеспечению положительной мотивации к изучению предмета, используя активные методы и формы обучения.
При подготовке и проведении уроков информатики студенты сталкивались с определенными трудностями. Например, трудности возникали при:
- организации такого урока, который обеспечил бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию;
- нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (заданий для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности;
- рациональном распределении времени на каждый этап урока;
- дифференцировании содержания обучения для учащихся с разным уровнем подготовленности;
- формировании мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся к теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития;
- поддержании дисциплины на уроке;
- изложении достаточно объемного учебного материала за 20-25 минут.
Но, несмотря на возникающие трудности, студенты старались их решать и, в первую очередь, в этом им помогали учителя-наставники, к которым они были прикреплены, а также руководители практики – преподаватели кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики.
Студентам понравилось:
В результате прохождения практики студенты закрепили методические умения и навыки по проектированию и проведению уроков, соответствующих ФГОС; научились расставлять приоритеты, выделять важное и второстепенное; приобрели навыки работы в режиме многозадачности (обо всем успевать думать и за всем следить на уроке).