5 марта 2023 года на педагогическом отделении Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского под руководством доцентов кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Тимербаевой Н.В. и Садыковой Е.Р. состоялась отчетная конференция студентов 4 курса (группы 05-006 и 05-007) по итогам прошедшей педагогической практики. На конференцию были приглашены так же студенты 2 курса, гр. 05-209 (куратор доц., кпн, Фазлеева Э.И.).
Студенты в ноябре – декабре 2023 года проходили практику в ряде школ города Казани. На конференции представители каждой школы выступили с отчетами.
Студенты Хамитова А.Н., Кухаренко М.Е., Дильмухамедова М.А., проходившие практику в Суворовском военном училище г. Казани, дали 94 урока по математике и 20 уроков по информатике. Студенты рассказали о трудностях, с которыми они столкнулись во время прохождения практики. Это по их мнению: волнение на первоначальном этапе практики, разница между теоретическими знаниями и практическими навыками, особенности учебного заведения, ограниченность времени на планирование и проведение уроков. Девочки поблагодарили за поддержку, которую им оказывали преподаватели КазСВУ, подчеркнули, как положительно приобретенный опыт умение адаптировать учебную программу под особенности учеников, разработку реальных уроков и внеурочных мероприятий, саморазвитие (навыки распределения времени, взаимодействия с детьми, реализация учебного плана, объяснение материала, саморегуляция и др.). Так же остановились на том, на что обратить внимание студентов при подготовке к педпрактики на 5 курсе, это анализ психологических особенностей детей, навыки распределения времени на уроке, навыки разрешения конфликтных и форс-мажорных ситуаций. И особо подчеркнули ответственность работы учителя.
Студенты Ильина Е.А., Романова И.О., Сагдеева Д.Р. из МБОУ «Гимназия №96» работали в «инженерном» и простых классах. Дали в целом 51 урок по математике и 14 уроков по информатике. Проанализировав свою работу во время практики, отметили, что получили замечательный опыт по умению работать с учениками. Им пригодилось умение составлять планы-конспекты; распределять время на уроках; некоторые знания психологии для понимания поведения учеников; изученные методы обучения (проблемный метод и т.п.). Они научились взаимодействовать с учительским коллективом; распределять время на уроке и подстраиваться под нехватку времени; подстраиваться и корректировать ход урока; эффективно взаимодействовать с классом; разрешать конфликты внутри класса. Получили навыки оценивания различных видов работ. Поделились трудностями, с которыми столкнулись во время прохождения практики. Это неорганизованность дисциплины в некоторых классах; разный уровень знаний учащихся одного класса; учителя математики и классные руководители – это разные люди, поэтому сложно с ними взаимодействовать. Пожелали себе и своим однокурсникам в дальнейшем изучать большее количество методик, интересных методов и учебных материалов для применения на практике; обратить внимание на различные приемы для привлечения внимания учащихся на уроке, чтобы уроки проходили эффективнее, находить нестандартные формулировки задач или способы решения конкретных задач, которые могут пригодиться при сдаче ЕГЭ.
Студенты озвучили общие выводы и пожелания по теоретической и практической подготовке практикантов к самостоятельной работе. По их мнению всегда нужно изучать и находить новые методы и приемы для использования их на уроке, важно вести диалог с учащимися на уроке, чтобы поддерживать их активность, нужно стараться всегда говорить четко и понятно, чтобы у учащихся не возникало лишних вопросов.
Студенты Абдулзалилова Ю.Р., Гатин Д.Ф., Заманова А.И., Мочалова Д.Д., Руссанова Д.Г., проходившие практику в «Лицее № 116 имени Героя Советского Союза А.С. Умеркина», дали 118 уроков по математике и 26 уроков по информатике. Они так же рассказали о том, что из изученного на занятиях по методике, педагогике и психологии пригодилось на практике. Это умение правильно выстраивать структуру урока; использовать разнообразные методы обучения; составлять планы-конспекты уроков; практические занятия по методике обучения математике с проведением фрагментов уроков в роли учителя; составлять и проводить самостоятельные, контрольные работы, проводить оценку знаний учащихся; анализировать теоретический и задачный материал в различных учебниках, использовать возможности интернет-ресурсов.
Поделились трудностями, возникшими перед ними во время прохождения практики (как оказалось, общими для всех практикантов): распределение времени и внимания каждому ученику; изменения в учебной программе; выстраивание авторитета среди учащихся; умение поддерживать дисциплину на уроках в отсутствие учителя или методиста; большие затраты времени на подготовку; внутренние переживания; работу с документацией, знакомство с классным журналом учителя; в проектировании уроков (на начальных этапах); в подготовке к внеклассным мероприятиям.
Подводя итоги своей практики, студенты в качестве положительно приобретенного опыта отметили: работу с ученическим коллективом; оценку своих умений на практике; опыт подготовки и проведения воспитательных и внеклассных мероприятий; поддержку и помощь учителей; обмен опытом с другими практикантами; взаимодействие с детьми.
Любимова П.В., Сабирова Д.А., Степанова А.С. проходили практику в ГАОУ «Адымнар - Казань». Руководили их практикой в школе такие же молодые, как и они, учителя. В целом, девочки дали 80 уроков по математике и информатике. Они отмечают, что во время практики им пригодилось: знание психологических особенностей детского возраста; теоретические знания о методах и приемах обучения, активизации деятельности учащихся; знание подробной структуры уроков разного типа и различных методик для каждого этапа урока. Трудности были такими же, как и у остальных ребят, это: большие классы, поддержание дисциплины на протяжении всего урока, работа с незнакомым классом на первых уроках, подбор интересных материалов для урока. Полезным для себя они отметили некоторые методические находки их учителей-наставников: приемы поддержания дисциплины на уроках «Кто меня слышит, хлопните раз, кто меня видит,-посмотрите в глаза», слово «ТИШИНА» появляется на доске в начале урока, а по мере шума в классе стирается по одной букве, что в итоге влияет на окончательную оценку за урок; проверка домашнего задания выборочно, с помощью проектора; 10 секунд классу на подготовку к уроку; исследовательские работы в виде формировании гипотезы в правилах; актуализация знаний в форме вопросов для мыслительной деятельности; система плюсов, оценивание, опыт проверки тетрадей; опыт составления контрольных и самостоятельных работ. Сабирова Д.А. по просьбе администрации школы проработала до конца четверти классным руководителем подшефного класса и получила ценный опыт общения с детьми и их родителями.
Зайнуллина Л.А., Колпакова М.С., Лукова О.В., Сафина А.М., Шакиров И.Р. и Чепайкина А.А. проходили практику в МБОУ «Гимназия №177» Ново-Савиновского района г. Казани. Они дали 55 уроков по математике и 29 уроков по информатике. Свое выступление они так же начали с выделения трудностей, которые им пришлось испытать во время прохождения практики: установление контактов с некоторыми учителями и учащимися; поддержка дисциплины во время уроков; грамотное распределение времени на уроке; привлечение внимания учащихся и удержание его на протяжении всего урока; правильное распределение внимания на учащихся у доски и остальной класс; оценивание работы учащихся; применение теоретических знаний на практике; преодоление сложностей учеников при выполнении «нетипичных» заданий или решении задач на доказательство; при работе с чертежами на доске; при управлении большим классом. Но в то же время ребята подчеркивают, что все эти трудности преодолимы, тем более, что им многое из изученного на занятиях в университете помогало во время практики: навыки построения хода урока в форме плана-конспекта, умение распределять время урока (разбиение по этапам), приём постановки проблемной задачи в начале урока, знание возрастных особенностей развития учащихся. Знание психологических особенностей учащихся помогло в создании индивидуальных образовательных планов и подходов к каждому ученику с учетом их способностей и потребностей. Умения планирования уроков, понятия о целях, задачах урока, его структуре. Понимание психологии учеников, особенностей восприятия ими информации.
Все знания, которые были получены по следующим направлениям, пригодились:
Ребята внесли некоторые предложения: стоит обсуждать организацию практики с учителями в школах заранее; разбирать сложные ситуации при изучении теории, а, главное, способы выхода из таких ситуаций, чтобы понимать, с какими трудностями и рисками можно столкнуться и быть готовыми к их решению; организовывать общение с прикреплёнными классами вне школы, чтобы на уроках взаимодействие с детьми было менее напряжённым; расширять теоретические навыки управления классом.
Решили, что надо обратить внимание при подготовке к педпрактике на 5 курсе на следующие моменты:
Отметили свой положительно приобретенный опыт:
И напоследок делают вывод, что:
Основной вывод, который делают все студенты 4 курса – это то, что у них появилось понимание и представление о работе в школе, а это позволило в полной мере ощутить себя преподавателем, наставником и понять правильность своего выбора: «Осознание того, что я – учитель!».
В окончание дискуссии студенты поблагодарили руководство Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского за возможность:
Доценты кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Тимербаева Н.В. и Садыкова Е.Р., подводя итоги прошедшей педагогической практики, отметили, что работа в качестве учителей дала возможность студентам прочувствовать значимость теоретических и методических знаний, полученных за время обучения в вузе и оказала положительное влияние на развитие их профессионального интереса.