Гагаев Борис Михайлович
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье...
Б. Пастернак
Нынешнее поколение студентов-математиков, да и молодых преподавателей тоже, уже не застало его в живых, для них он – история, легенда. А для нашего, старшего поколения – всё как будто было совсем недавно, чуть ли не вчера: статная внушительная фигура, крупные черты лица, слегка запинающаяся речь, и неиссякаемая доброжелательность и отзывчивость. А вот свидетельство иного времени, которое уже и для нас является глубокой историей:
«... Ввиду того, что оставленный мной в своё время в качестве профессорского стипендиата П. А. Широков является законченным молодым учёным, при кафедре чистой математики освободилось место профессорского стипендиата, на каковое я хотел бы поместить окончившего с успехом в текущем году математическое отделение Бориса Михайловича Гагаева... Из свидетельства об окончании курса мы видим прежде всего, что в лице Гагаева мы имеем человека с широким математическим образованием: он изучал с успехом и математическую физику, и астрономию, и механику, и метеорологию... Гагаев зарекомендовал себя как активный слушатель, не только записавший мои лекции, но и оригинально разрешивший несколько вопросов, связанных с теорией интегральных уравнений. Я это обстоятельство подчёркиваю, так как это указывает на наличие научной инициативы у Гагаева... Это обстоятельство особенно важное, так как в Гагаеве мы имеем уже человека, пытающегося самостоятельно решать некоторые проблемы... Всё сказанное мной говорит за то, что Гагаев заслуживает быть оставленным для самостоятельной научной работы, с чем я и имею честь ходатайствовать перед Физ.- мат. факультетом.»
Проф. Н. Н. Парфентьев, 4 августа 1923 г.
Ученик и Учитель... Учитель не ошибся: Борис Михайлович оправдал возлагавшиеся на него надежды и внёс большой вклад в отечественную математику. Всемирную известность принесли ему исследования одной из крупных научных проблем в области теории функций, поставленной Н. Н.Лузиным. Б. М. Гагаев доказал, что тригонометрическая система функций – единственная система ортогональных функций, дифференцирование и интегрирование которой приводит опять (с точностью до постоянных множителей) к этой же системе функций. Его статью в Доклады Французской Академии Наук представлял Адамар, по поводу этой статьи автор получил заинтересованное письмо от Планшереля, а это всё классики 20 века!
Борис Михайлович оказался достойным своего Учителя ещё в одном отношении – сам стал Учителем, да ещё каким!... Все мы знаем, как важно бывает очутиться в нужном месте в нужное время. Это удалось и Борису Михайловичу: к 1934 г., когда кафедра математики Казанского университета делилась на специальные кафедры, Борис Михайлович уже был авторитетным ученым с мировым именем. Кому, как не ему, было возглавить новую кафедру математического анализа? В течение 40 лет он заведовал этой кафедрой и развернул поистине подвижническую деятельность по подготовке кадров высшей квалификации. Он дал путёвку в большую науку огромному количеству своих учеников (точное их число знал, возможно лишь сам Борис Михайлович), многие из них возглавили авторитетные научные школы в России и ближнем зарубежье: Ф. Д. Гахов (Казань, Ростов-на-Дону и Минск), Я. В. Быков (Фрунзе), Ю. Г. Борисович (Воронеж), К. С. Сибирский (Кишинёв), В. Н. Монахов (Новосибирск), Б. Г. Габдулхаев (Казань), А. Д. Ляшко (Казань), и это далеко не полный список. Чем же объяснить, что к нему тянулись студенты и аспиранты? Нельзя сказать, что Борис Михайлович был блестящим лектором. Скорее – напротив, слушать его лекции было довольно трудно: такое впечатление, что он не слишком уверен в том, что рассказывает, поправляет себя, размышляет у доски. Но в то же время большая экспрессия и, несомненно, большая внутренняя энергетика приводили к конечному итогу: слушатель увлечён, у него возникает желание заниматься именно этим предметом. Если к этому добавить исключительную отзывчивость Бориса Михайловича, готовность помочь и советом и делом, то становится понятной природа его области притяжения, а вот сила этого притяжения объясняется его широкой эрудицией во всех областях математического анализа и его приложений к естествознанию (вспомним характеристику Парфентьева!). Мало сказать, что он просто хорошо знал все современные разделы математического анализа, он еще и профессионально работал в этих областях! Его научные труды отнюдь не замыкаются на тематике ортогональных систем функций, он публикует работы по теории полианалитических функций, дифференциальных и интегро-дифференциальных уравнений, функциональному анализу. Он свободно мог предложить актуальную научную тему аспиранту по любому из перечисленных разделов, приняв во внимание его личные склонности.
Широкая эрудиция у Бориса Михайловича сочеталась с научной прозорливостью. Небольшой, но характерный пример. Еще в 50-е годы, когда и речи ещё не шло о вычислительной технике, он предлагает своим аспирантам темы о теоретическом обосновании приближённых методов решений важных классов дифференциальных и интегральных уравнений. На факультете возникают научные направления по вычислительной математике и теории приближений функций. В настоящее время это – авторитетные университетские кафедры, созданные учениками Бориса Михайловича профессорами А. Д. Ляшко и Б. Г. Габдулхаевым и в своей научной деятельности успешно сочетающие функционально-аналитические методы исследования с возможностями постановки вычислительных экспериментов.
Борис Михайлович активно занимался и научно-организа-ционной деятельностью: в 1947-49 гг. он – председатель Казанского физико-математического общества, в 1945-47 гг. – декан физико-математического факультета. Он работает членом редакционного комитета "Известий Казанского физико-математического общества", членом редколлегии журнала "Известия вузов. Математика".
В 1997 году исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Михайловича Гагаева. Казанский университет, механико-математический факультет, Научно-исследовательский институт математики и механики им. Н. Г. Чеботарева при содействии Московского университета и Российского Фонда Фундаментальных Исследований провели научную конференцию, посвящённую этой дате. На конференцию съехались известные ученые из всех основных научных центров России, ученики Бориса Михайловича. В напряжённой научной программе конференции нашлось место благодарным воспоминаниям о Борисе Михайловиче, состоялось открытие мемориальной доски. В конференции приняли участие и молодые учёные, студенты, аспиранты Казанского университета – те, кому предстоит решать новые трудные, но интересные проблемы современного математического анализа.