Интервью с модератором Фестиваля школьных учителей
О предназначении преподавателя и впечатлениях о Фестивале нам удалось побеседовать с Марите Кравале-Паулиня, доктором педагогических наук, магистром психологии, исследователем института гуманитарных и социальных наук Даувгапилсского университета (Латвия).
- Почему Вы выбрали профессию преподавателя?
- Я не знала, хочу ли быть учителем, но точно с детства была уверена в том, что хочу работать с людьми. Мое первое образование - психологическое, но, когда я училась на втором курсе, мне предложили работу в университете, я согласилась, затем окончила магистратуру, вышла замуж, дети... Я знаю точно, что, несмотря на все трудности, я не хочу "уходить" от общения с людьми. Могу с уверенностью сказать, что пока я люблю людей, хочу их видеть и с ними взаимодействовать, буду стараться успешно выполнять свою работу.
- Как Вы думаете, кому противопоказано быть учителем?
- Я думаю, что, во-первых, когда человек потеряет такие качества, как гуманизм, лояльность, человеколюбие, он должен прекратить работу в этой сфере, во-вторых, ему не стоит быть учителем, если он не любит детей. Несмотря на необходимость зарабатывать себе на жизнь, учитель должен понять свое предназначение. Ведь это не просто работа: это целая миссия! Да, это очень трудно, ведь бывают разные трудные моменты. Много радости и грусти, много счастья днем и, бывает, плачем из-за количества работы ночью. Поэтому, педагог должен прочувствовать суть своей профессии и реализовать себя.
- Можете ли Вы поделиться с нами и с читателями формулой своего успеха?
- Основой успеха я считаю веру. Для меня, например, всегда очень важна вера в себя и свои силы и надежда на успешность своей работы. И, конечно, любовь. Но не физическая, а любовь -уважение к человеку, к тем, кого он учит. Успех - это когда я уважаю, верю, ценю, люблю...
- Как Вы считаете, учитель нового поколения: какой он?
- Я считаю, что учитель нового поколения должен быть социально гибким, очень чётко реагировать на все новшества, уметь сочетать ум и знания, что очень полезно, но очень редко в наше время. Он должен знать, что наиболее интересно молодому поколению, что может дать им навыки, полезные в жизнедеятельности. Информации сейчас очень много, но главное - научить детей жить в этом мире и использовать полученную информацию правильно.
- Есть ли у Вас хобби?
- Да, я очень люблю путешествовать, наблюдать за людьми, за мельчайшими деталями во внешности, которые радуют глаз. Вот вчера, буквально, гуляли по Елабуге и видели там бабушку, она была настолько красивой, настолько светлой, я смотрела и искренне любовалась ей.
- Откуда Вы так хорошо знаете русский язык?
- Знаете, в нашем городе много русскоязычного населения. И русский язык я учила ещё в школе.
- Очень интересно Ваше мнение о татарском языке. Удалось ли выучить пару-тройку слов за эти дни?
- До своего приезда в Татарстан, я ни разу не слышала татарского языка. Татарскую речь можно сравнить с красивой песней, которую совсем не понимаешь, но всё равно восхищаешься. Но у нас есть прекрасный помощник, куратор, который переводит всё непонятное.
- Сегодня, как Вы знаете, будет творческий вечер учителей-участников. Будете ли Вы там выступать, готовились ли?
- Да, я знаю, к сожалению, мы не готовы, да и не знали, что можно выступить. Но я обязательно приду на вечер - хочу увидеть, как радуются учителя. В другой раз мы обязательно выступим! (подмигивает)
- Значит, Вы приедете к нам на следующий год?
- Если пригласят, то с удовольствием! Потому что нам очень здесь нравится. Нравятся люди, нравится хорошо организованная программа, это дело рук людей, которых мы не видим, но очень им благодарны. Ведь отработаны мельчайшие детали: кому куда идти и что делать, всё это слаженно и оперативно. Поражает и то, что большое количество студентов-волонтеров, журналистов, ответственно выполняющих свою работу.