Об интернет-ресурсах в обучении иностранным языкам и о профессиональном развитии педагога узнали на очередном мастер-классе участники Фестиваля.
На второй день Международного фестиваля школьных учителей Зубрилина Инесса Владимировна – старший преподаватель кафедры последипломного языкового образования ИПКиПК Минского государственного лингвистического университета, учитель английского языка высшей квалификационной категории ГОУ Гимназия №24, г.Минск, Беларусь – провела два мастер-класса: «Сервис Web 2.0 в организации практики управления учебной деятельностью учащихся» и «Профессиональное развитие учителя».
Модератор начала занятие с приведённой выше цитаты. Своё высказывание Инесса Владимировна пояснила так: «Нужно принять, что на сегодняшний день интернет и современные IT-технологии – это наша с вами жизнь». Результаты опроса русскоязычных школьников со всего мира (ок.30 000) указывают на то, что роль смартфона как средства для поиска информации растет наряду с увеличением возраста опрошенных. То есть, чем старше становится ученик, тем важнее для него присутствие рядом учителя, который был бы «подкован» в соответствии со всеми современными интернет-технологиями. Модератор сделала вывод о том, что все школьные предметы могут стать площадкой для создания виртуальных обучающих ресурсов. Иностранный язык – всего лишь инструмент, а сеть Интернет – средство улучшения знаний учащихся. В ходе работы участники мастер-класса на примере достоверных сайтов и интернет-ресурсов ознакомились с интерактивными комплексами по обучению английскому языку. На основе материалов, представленных Национальным образовательным порталом республики Беларусь, который создан для усвоения различных школьных предметов, Инесса Владимировна продемонстрировала свою площадку, которую она использует в работе с учениками. Каждый школьник, регистрируясь на сайте, получает доступ к пакетам заданий, оформленных в соответствии со школьным учебником на иностранном языке. Интересным является то, что данный контент позволяет развить все навыки обучения иностранному языку: речевые, аудиальные, письменную речь. Особенностью сайта является то, что после каждой пройденной темы ученик получает возможность заглянуть в глоссарий, изучить географические названия изучаемой страны, а также он может воспользоваться аудио- и видеоматериалами соответствующей темы и даже сам создать и озвучить видеоролик на английском языке, например. У подобной площадки есть и возможность быстрой проверки заданий учащихся. Кроме того, ещё одним «сюрпризом» виртуальной площадки обучения английскому языку являются веб-квесты – перечень последовательных заданий, выполнив которые ученик должен овладеть заданной темой. Например, веб-квест на тему «Family» - «Семья» содержит в себе возрастное разграничение заданий и возможность презентовать результаты работы на веб-канале во время урока в школе. Мотивация же остальных учеников скрывается в том, что они получают возможность оценить друг друга по заданным критериям и объяснить свое решение. Ещё одной веб-тенденцией изучения иностранного языка является то, что на площадке с заданиями размещается то или иное событие в Англии, о котором ученики должны написать отзыв и оставить его в комментарии. Причем специфический знак «смайлик» указывает на согласие ученика в редактировании его комментария.
Напоследок модератор посоветовала учителям находить и оценивать удобные онлайн-материалы, уметь эффективно искать информацию в сети, активно создавать свои блоги, сайты, виртуальные площадки для своего класса, использовать онлайн-инструменты для внедрения современных педагогических видов обучения.
Своими впечатлениями с нами поделилась Глодская Елена Викторовна (Ставропольский край), учитель иностранных языков: «Мастер-класс мне очень понравился. Во-первых, было доступно, интересно, я узнала много нового. Во-вторых, соглашусь с тем, что веб-ресурсы важны для преподавания иностранного языка. Теперь я тоже собираюсь использовать веб-ресурсы в своей работе».
Второй же частью дня стал мастер-класс на тему «Профессиональное развитие учителя». На этот раз Инесса Владимировна начала диалог с аудиторией с изображения роботов, способных полностью или частично заменить учителя. Так оратор ввела участников в проблемную ситуацию, спросив их о том, что такое развитие, затем аудитория выявила синонимы указанного слова: рост, прогресс, продвижение… Исходя из тенденций современности модератор раскрыла качества учителя 2020 года (по прогнозам футурологов) и факторы, влияющие на качественную его работу. Среди подобных качеств и факторов выступили профессиональное долголетие, нестандартное мышление и многие другие.
Остальная часть мастер-класса включала в себя две интерактивные формы работы в группах. Сначала участники, разделившись на 6 групп, должны были ответить на один из предложенных вопросов, касательно развития педагога: кто такой учитель, что делать, чтобы постоянно самосовершенствоваться, почему необходимо профессионально развиваться, когда найти на это время, где найти возможности для профессионального роста, как современный учитель может профессионально расти. Затем каждая группа, ответив на поставленные вопросы, должна была подготовить презентацию. Самым интересным выступлением был стихотворный ответ на вопрос. Суть же второго задания заключалась в том, чтобы определить значение слов «группа», «сеть», «сообщество» и установить их схожие и отличные черты. Участники, разделённые на четыре группы, предоставили свои варианты ответов.
Инесса Владимировна рассказала учителям о программах, в рамках которых они могут поехать за рубеж и повысить свою квалификацию.
Одна из благодарных преподавателей Шарипова Надежда Ивановна (Верхнеуслонский р-он) поделилась с нами своими впечатлениями: «Мастер-класс мне принес массу положительных эмоций. Знания, которыми с нами поделилась Инесса Владимировна, я направлю на создание собственных проектов. Спасибо!»