О космической биологии для школьников, её традициях и инновациях узнали на мастер-классе участники Фестиваля
Ведущим мастер-класса стал кандидат педагогических наук, магистр экологии и природопользования, почётный работник общего образования РФ, учитель биологии и экологии ГБПОУ «Воробьевы горы» г. Москва – Александр Викторович Колосков.
Он начал занятие с интерактива, который способствовал сближению аудитории. Александр Колосков предложил участникам тренинга вытянуть листки бумаги, на которых было написано конкретное животное или класс живых организмов. Именно способ отправления в космос указанного объекта нужно было продумать учителям и объяснить его ученикам в доступной форме.
Учителя с вдохновением принялись за работу, предложения и идеи поступали достаточно активно. Настроив аудиторию на рабочий лад, Александр Колосков стал рассказывать участникам мастер-класса об организации космобиологических экспериментов для школьников. Ученый курирует проведение учебно-исследовательской и экспериментальной деятельности своих воспитанников в области космической биологии в МГДД(Ю)Т. Данное учебное заведение подразделяется на Отдел астрономии и космонавтики и Центр экологического образования. Здесь ученикам предоставляется возможность участия на Международных выставках, конкурсах и конференциях по итогам их космических экспериментов. Опыты проводятся на насекомых, так как данные живые организмы имеют маленькую массу, а это очень важный фактор в космическом пространстве, так как каждый грамм требует большого количества топлива. Вследствие маленькой массы насекомые не потребляют много электричества, на подготовку организма для отправки в космос потребуется не так много времени.
Один из самых нашумевших космических экспериментов воспитанников Александра Колоскова – это куколки бабочек, отправить их в невесомость предложил ученик четвертого класса! Особо внимание ученый обратил на результаты эксперимента – из отправляемых куколок на Землю вернулись живыми не все! Но у живых сформировались конечности, крылья. По словам Александра Колоскова, в состоянии невесомости куколки пробыли 12 дней, по прибытию на Землю эти живые организмы уже стали бабочками, однако, их смертность повысилась, а поскольку самцы и самки вылуплялись в разное время, это не позволило «космическим бабочкам» создать потомство.
Однако, бабочки не стали единственными объектами, которые побывали в космосе: на 30 дней в невесомость была отправлены куколки зерновой моли. В результате, выжили не все экземпляры, но это не главное. «Важнее то, что эти паразиты выжили и в космосе», - с улыбкой отметил ученый.
Для школьников, которые хотят работать в сфере космонавтики, существует масса проектов. Проект MAKS – Международный авиационный космический салон – направлен на разработку космических экспериментов детьми. Одна из них разработок связана с семенами. Исследователи отправили ростки растений в космос, они располагались практически на поверхности спутника. Удивительно, но растительная жизнь сумела сохранить себя и в космосе.
Второй проект для школьников неравнодушных к космосу – это профильная смена лагеря «Звездный город», в котором располагается Центр подготовки космонавтов. Для того, чтобы стать космонавтом необходимо сдать почти 150 экзаменов, к которым можно подготовиться за два года.
В завершение лекции Александр Колосков дал советы тем, кто хотел бы полететь космос.
– Для начала обязательным условием является высшее образование. Чаще всего космонавтами становятся инженеры и летчики, реже – врачи-биологи. Сейчас к физическому состоянию не предъявляют таких строгих требований, как раньше, но быть в хорошей физической форме все же необходимо, – отметил Александр Колосков.