8 августа участники Фестиваля учились развивать творческий потенциал на мастер-классе доцента института психологии и образования КФУ Инны Головановой.
Первая часть занятия кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Института психологии и образования КФУ Инны Игоревны Головановой началась с изучения общего восприятия понятия творчества. Лектор предложила участникам разделиться на группы и обсудить 6 высказываний, которые были представлены на экране:
1. «Чем вы умнее, тем более творческим человеком вы являетесь»;
2. «Творчество является природным талантом и ему нельзя научиться»;
3. «Творчество не должно быть направленным»;
4. «Творческий процесс всегда генерирует хорошие идеи»;
5. «Чтобы быть творческим, нужно быть слегка безумным»;
6. «Творчество только для художников и гениев».
Участники быстро включились в ход занятия. Они попытались сформулировать свою точку зрения и представить ее учителям. Модератор подвела участников к единому мнению, что творчество является способностью нестандартно мыслить. «Важно понимать, что направляя творчество, мы должны представлять результат. Мы должны научить детей самим добывать знания», - подчеркнула Инна Игоревна. В продолжение темы, лектор привела примеры препятствий, с которыми сталкивается ребёнок на пути к творчеству - Нерешительность, Стереотипность, Условность. Таким образом, Инна Голованова познакомила учителей с первой техникой развития творческого потенциала – «Организованная дискуссия».
В продолжение занятия внимание участников было сосредоточено на ментальных блокировках и разблокировках. Лектор предложила учителям «настроить мышление, подбирая ассоциации к тому или иному слову, главное условие – соблюдать беглость – быструю реакцию, поиск слов, готовность вспомнить понятия по конкретной теме. Подобную методику, как объяснила преподаватель, можно применять в школе в начале урока при повторении пройденного материала.
Мастер-класс продолжился в форме мозгового штурма «Какие инновации нужны в образовании?». Слушателям было предложено ответить на этот вопрос не с позиции учителя, а представив себя в роли врача, швеи, полицейского, повара, бухгалтера и журналиста. Эта техника развивает в людяхгибкость – умение находить разные идеи, умение взглянуть на стандартные ситуации с совершенно нестандартного ракурса, принимать во внимание другие точки зрения. Так группа «швей» предложила внедрить в уроки технологии занятия по 3Д моделированию эскизов одежды. «Бухгалтеры» выступили за введение финансового стимулирования учеников, за преподавание уроков финансовой грамотности ученикам. Группа «поваров» предложили изучать детям традиции и культуру народов через национальные блюда, которые бы готовили в столовой.
Научиться оригинальности – поиску новых и необычных идей – стало следующей целью занятия. Всем присутствующим задали вопрос: «Что такое яблоко?». Как оказалось, яблоко – это не только фрукт, но и «компот», «железо», «ингредиент», «источник тока» и даже «изжога». Применяя данную технику в школе, как объяснила модератор, можно научить школьников научиться трактовать по-разному то или иное понятие.
Подводя итоги мастер-класса, модератор провела с учителями тест Люшера. Им необходимо было ответить на вопрос «Как это можно было использовать?». Кирпич, который был изображен на слайде, слушатели предложили использовать как якорь, тренажер, в качестве линейки, оружия, молотка, мела и т.д. В зависимости от того, какие понятия используют ученики при рассуждении о предмете: свойство, внешний вид, состав предмета, можно судить об уровне творческого подхода к заданию. Модератор и слушатели определили этапы развития творческого потенциала, на которых можно применять изученные техники: выявление недостатков, изучение ситуации, генерация идей, создание творческого стимула, наличие другого мнения.
«Творчество – это процесс развития, учите мыслить детей нестандартно. Поверьте, дети думающие и творческие будут ЕГЭ сдавать без репетиторов», - завершила Инна Игоревна Голованова