Джукетау
Общая характеристика. Археологический комплекс "Джукетау" ("Липовая Гора" - татар.), расположенный на левом берегу р. Камы на западной окраине г. Чистополя Республики Татарстан - остатки г. Джукетау X-XIV вв., исторически известного по русским летописям как Жукотин и западноевропейским картам как Sacetim.
История изучения. Обследовался К.С.Мильковичем, А.И.Артемьевым, Н.А.Толмачевым, П.А.Пономаревым, А.С.Башкировым, Н.Ф. Калининым, М.Д.Мец и др. Раскопки проводились в 1970-1972 гг. Т.А.Хлебниковой; возобновились в 1991 г. Ф.Ш.Хузиным и продолжаются Н.Г.Набиуллиным.
Стратиграфия. Слой I - современный (новейшее и новое время), переработавший часть нижележащих слоев; слой II - золотоордынский, cо второй трети XIII в. по XIV вв.; на ряде участков памятника между слоями II и III прослежена углистая прослойка, которая предположительно связывается с пожаром 1236 г.; слой III - домонгольский, со второй половины X по первую треть XIII в. (1236 г.?).
Топография. Джукетау является памятником, состоящим из укрепленной (городище площадью 5,8 га) и неукрепленной (Донауровское и Крутогорское селища) частей.
Городище датируется временем со второй половины X по первую треть XIII вв. Оно укреплено системой оборонительных сооружений - тремя валами и двумя рвами между ними. В северо-западной части городища раскопами I-III 1970-72 гг. [Хлебникова Т.А., 1975] и V 1997-1998 гг. вскрыты жилые, хозяйственные сооружения, в том числе ямы типа погребов и зернохранилищ, остатки заборов.
Синхронно городищу прилегающее к нему Крутогорское селище (исторически восточный посад) площадью 5-6 га. За укреплениями зафиксирован мусульманский Крутогорский могильник, (раскоп VIII), вскрытая часть которого датируется первой половиной XI в. В погребениях есть языческие пережитки в виде "культа огня", жертвенной пищи и др.
Западный посад во второй половине X-XI вв. занимал береговую полосу Камы и Килевки, а в последующем рос к Ю и ЮЗ. В северной части его выявлены хозяйственные и жилые сооружения домонгольского времени (раскопы II, III). За пределами поселения располагался мусульманский Донауровский могильник XI-XII вв. (раскопы I, VI).
В золотоордынское время городище и восточный посад перестают использоваться. Основной и непосредственной территорией города "открытого типа" становится бывший западный посад. В XIV в. площадь его достигала до 150 га. На раскопе III вскрыты хозяйственные и жилые сооружения золотоордынской эпохи; на раскопе IV - железоплавильная печь конца XIII - XIV вв.; на раскопе V - остатки кузнечной мастерской середины XIV в.; в западной части раскопа VI - сооружения жилого, общехозяйственного и производственного (железо- и медеобработка) назначения XIII-XIV вв. Большинство производственных сооружений здесь представляло собой остатки печей плохой сохранности. В западной части посада зафиксированы остатки гончарного горна XIII-XIV вв.
Материальная и духовная культура. В археологических остатках материальной культуры Джукетау отражены все области жизнедеятельности его населения: ремесло и сельское хозяйство, торговля и промыслы, военное дело, быт и духовная культура. Особенность керамического комплекса - заметное количество керамики "типа джукетау". Это округлодонная посуда чашевидных и горшковидных форм с примесью хорошо заметного песка в тесте, украшенной многорядной резной волной по плечику. В керамике прослеживаются влияние или следы прикамско-приуральских традиций изготовления посуды.
Немного истории... Начало функционирования Джукетау как города несколько отстает от времени появления первых булгарских городов в Западном Закамье. Не исключено, что это отставание сыграло со временем положительную роль в развитии города с точки зрения сохранения природных ресурсов, или, если брать шире, как экологический фактор. В системе государства Джукетау выполнял своего рода роль восточных ворот Волжской Булгарии. Очень вероятно, что городище первоначально возникло как феодальный замок или, скорее, военная крепость. Контроль над близлежащими переправами через Каму имел также стратегическое значение. Уже в домонгольское время город являлся значительным культурным и экономическим центром Нижнего Прикамья. Выход Джукетау на политическую арену истории Волжской Булгарии начался, видимо, еще в домонгольский период и был связан с созреванием условий для возникновения "удельного княжества" и со столкновениями с русскими, которые с конца XII- начала XIII вв. начали все активнее проникать вверх по Каме на Вятку. Борьба шла, очевидно, за рынок пушнины - как в домонгольское, так и в золотоордынское время. Столкновения эти связаны со стремлением одних укрепиться на Каме, других - препятствовать этому.
Джукетау - один из немногих закамских городов булгар, выживших после 1236 г. Значительный экономический потенциал в домонгольское время, меньшие масштабы погрома города монголами, почти полное отсутствие ближайших крупных городов-конкурентов и другие пока не известные нам причины привели к расцвету города в золотоордынское время. Причины этого, на первый взгляд, противоречивы. С одной стороны, начался уход населения в более безопасные северные районы: кроме разорения самого города был нарушен организм взаимодействия города с округой - его потенциальным "подпитчиком". С другой стороны, отсутствие близлежащих "малых городов" привело к некоторому приливу и концентрации сохранившегося населения в Джукетау.
В золотоордынское время Джукетау был одним из крупных во всех отношениях городских центров Волжской Булгарии. Джукетау имел большие территории в сфере экономического и политического контроля. В то же время не стоит преувеличивать роль Джукетау, особенно в масштабах Улуса Джучи (он, кстати, так и не стал чеканить свою собственную монету).
Однако после 1236 г. большинство закамских булгарских городов и деревень в полной мере так и не восстановились. Начавшийся с этого времени отток населения на север продолжался даже в более-менее стабильные периоды и тем более усилился в критические - во время междоусобиц (иногда касавшихся Волжской Булгарии и непосредственно) и пр. Ослаблением Золотой Орды поспешили воспользоваться разбойники-ушкуйники и русские князья. Усиливается концентрация населения в Предкамье, где, на Волге, у устья р. Казанка, начинает возвышаться город Казань.
Известные события и явления второй половины XIV в. (изменения в маршрутах торговых путей и перераспределение рынков, переселения в Предкамье и др.), непосредственно связанные с историей Улуса Джучи, отразились и на Джукетау.
Охрана памятника. Памятник федерального значения. Историко-культурная заповедная территория.