Азелинская культура
Азелинская культура была выделена в 1955 г. известным археологом В.Ф. Генингом. Данная культура занимает в основном территорию Волго-Вятского междуречья, прилегающие части Волги и низовий р. Камы, а также части левобережья р. Вятки. Дата рассматриваемого круга памятников определяется временем III-VII вв. н.э. Культура представлена городищами, селищами, кладами и находками отдельных вещей.
На территории Татарстана зафиксировано 48 памятников азелииской культуры, в том числе, 13 городищ, 3 селища, 11 могильников и 21 местонахождение. 0ни расположены в основном в Предкамье, а также на правом берегу реки Волги (Макарьевское и Антоновское городища, селище Идель, могильники "Чачлы Куль" и Тетюшский). Отдельные местонахождения и памятники азелинской культуры выявлены по левому берегу реки Волги ниже устья р. Камы и по левому берегу реки Камы. Осваивать более прочно закамское побережье азелинцы не смогли. Неспокойная обстановка в степной полосе в первые столетия н.э. мешала этому. Отдельные местонахождения вещей, а также небольшие селения свидетельствуют о временных стойбищах азелинских групп населения, связанных с охотой и рыбной ловлей.
Азелинские городища, занимали обычно мысы между оврагами, между оврагом и рекой или мысы в излучинах рек. С напольной стороны площадки городищ отделялись одним, двумя или тремя валами и рвами. Размеры площадок городищ обычно небольшие (около 1,5 тыс. кв. м.). Около 6 тыс. кв. м. составляют размеры площадки Соловцовского городища, расположенного на мысу между двумя ручьями в бассейне р.Сулы, левом притоке р.Казанки. Вал и ров рассматриваемого городища были не достроены. Азелинские племена использовали городища, возведенные в предшествующее время (например, Именьковское I, "Гремячий Ключ", "Черепашье" и другие). Культурные напластования на многих азелинских городищах очень слабые, а на площадках некоторых городищ они отсутствуют вообще. Данные городища представляли собою убежища, куда люди уходили в период опасности.
К сожалению, поселения азелинской культуры исследованы слабо. Судя по имеющимся материалам, жилища были наземными, построенными из дерева. На поселениях зафиксированы остатки ям-кладовок, очагов, глиняной посуды, орудий труда, украшений и принадлежностей костюма. На Буйском городище зафиксирована яма, в которой найдено более 100 железных мотыг, девять наконечников копий и бронзовые гривны.
Более многочисленны материалы с могильников азелинской культуры. Могильники обычно располагаются по краям надлуговых террас на возвышенных местах и являются грунтовыми. На некоторых некрополях прослеживаются ряды погребений. Обычно встречаются могильные ямы простых форм глубиной в среднем 50-60 см. Погребения мужчин-воинов, мастериц-ремесленниц, кузнецов совершались в более глубоких и крупных по размерам в плане ямах. Основная часть захоронений произведена по обряду трупоположения. При раскопках на Азелинском и Суворовском могильниках в Кировской области удалось проследить, что над некоторыми погребенными были возведены деревянные сооружения - "дома мертвых".. Это остатки захоронений ближайших родственников, возможно, малой семьи (родителей и их детей).
Умершие обычно помещены вытянуто, на спине, с вытянутыми вдоль туловища руками. В засыпи некоторых погребений встречаем кости лошади (черепа и кости нижнего отдела конечностей). На могильниках Нижней Камы таких захоронений довольно много. Так, например, на V Рождественском могильнике погребений с остатками коней более 40%. Остатками коней сопровождались не только мужчины-воины, но также женщины-ремесленницы и даже подростки. Кости лошади также встречены в погребениях Нармонского и Усть-Брыскинского могильников в Лаишевском районе Татарстана.
Почти во всех захоронениях встречаются вещи (украшения, орудия труда, оружие и т.д.). Обычно украшения и принадлежности костюма располагались так, как они носились при жизни. Мечи обычно встречаются слева от костяков.
С поселений и могильников выявлено большое количество материалов, характеризующих хозяйство изучаемого населения. Значительное место в жизни данных племен занимало земледелие. Об этом свидетельствуют находки железных ральника на Азелинском могильнике и серпа на Шор-Уньжинском могильнике на реке Илети. Для обработки земли использовались также мотыжки с небольшими железными наконечниками, обнаруженные на нескольких памятниках.
Ряд находок свидетельствует о наличии скотоводства, в котором ведущую роль играло разведение лошадей. Об этом свидетельствуют уже упоминавшиеся остатки костей этих животных, найденные в засыпях могил. Во многих погребениях (мужских и женских) зафиксированы остатки конских уздечек с удилами и бронзовые привески в виде коньков. Фигурками лошадок, выполненных техникой чеканки, украшались женские пластинчатые нагрудники. Верхние части ажурных женских привесок также обычно включали изображения лошадок. Данные привески, по представлению древнего населения, не только украшали костюмы женщин, но и выполняли функции оберегов.
Материалы раскопок азелинских могильников дали возможность проводить реконструкции женского костюма. Некоторые головные уборы, по данным исследователя, представляли сферические шапочки из ткани или меха, покрытые бронзовыми мелкими привесками и бляшками. К шапочкам сзади прикреплялись мешочки-накосники, покрытые сверху ленточками или ремешками с мелкими бронзовыми обоймочками-скрепками.
Верхняя одежда азелинских женщин представляла шерстяные кафтаны, дополнительно украшенные круглыми бронзовыми бляхами. Кафтан обычно застегивался красным кожаным широким поясом с эполетообразной застежкой, бронзовыми накладками и халцедоновыми дисками. К поясу иногда крепились кисти из ремешков, покрытых бронзовыми обоймами и заканчивающихся привесками в виде уточек.
Судя по остаткам, женская обувь представляла собою меховые сапожки, застегивавшиеся ремешками с медными бляшками. Поверхность сапожек дополнительно покрывалась бляшками и накладками.
На азелинских поселениях и в погребениях зафиксированы остатки глиняной посуды. Она представлена двумя группами. Основную часть находок составляют лепные круглодонные сосуды с примесями толченых раковин, иногда покрытых по шейкам ямочными вдавлеииями. Техника изготовления, примеси и орнамент их близки керамике пьяноборской культуры. Вторую группу посуды составляют лепные плоскодонные горшки с примесями в тесте шамота. Рассматриваемые сосуды близки посуде позднегородецкого круга памятников.
В V в. н.э. азелинские племена отошли с Нижней Камы в более глухие северные районы: их вытеснили новые пришельцы - племена именьковской культуры.
Азелинские племена, отошедшие в более северные лесные районы верховьев р.Вятки и Волго-Вятского междуречья, представлены поселениями и могильниками типа Конповского в Кировской области. Судя по находкам, азелинская культура прекращает существование в конце VII в. н.э. Позднеазелинские племена приняли участие в формировании древних марийцев и удмуртов.