Пьяноборская культура получила название по могильникам в с. Пьяный Бор (ныне Красный Бор) Агрызского района Татарстана. Территория ее в основном охватывает Нижнюю Белую и Среднюю Каму. Дата пьяноборской культуры большинством археологов определяется в пределах II в. до н.э. - Ш в. н.э.
Картографирование памятников показывает, что носители этой культуры обычно селились по берегам Камы, Белой и долинам их притоков. Основными центрами жизни носителей пьяноборской культуры были селища, занимавшие как правило края надлуговых или коренных террас. Судя по распространению подъемного материала, в среднем площадь селищ составляла около 5000 кв. м. Городища обычно занимали мысы коренных террас. С напольной стороны площадки их ограждали одним, двумя или тремя валами; некоторые городища имели кольцевые валы.
Культурyрные слои на многих из них очень слабые, что свидетельствует об использовании их в качестве убежищ. В период опасности за стены городищ уходило население селищ.
Раскопки поселений пьяноборской культуры Татарстана практически не проводились, также слабо они изучены в Удмуртии и Башкортостане. Имеющийся ныне поселенческий материал позволяет утверждать, что основными жилищами изучаемого населения были наземные подчетырехугольные срубные дома.
Заслуживают внимания выявленные на городище остатки сооружений для получения железа. Они представляли спаренные ямы. В одну из них закладывались послойно руда и уголь и поджигались. Вторая часть, отделенная от первой, служила предтопочным помещением. С этой стороны через отверстия (глиняные трубки) от мехов подавался воздух. Восстановившееся из руды железо стекало в нижнюю часть горнового помещения. После того, когда горн остывал, с его дна вынимали слиток железа (крицу).
У пьяноборского населения окончательно вышли из употребления бронзовые орудия труда и оружие. Но бронзолитейное производство сохранилось и было связано с изготовлением главным образом украшений и принадлежностей костюма. На поселениях встречены также остатки костяных (наконечников стрел и проколок), каменных (точильные бруски, зернотерки) орудий и глиняная посуда. Последняя, круглодонная, с примесями в тесте толченых раковин, иногда украшенная по шейке ямочными вдавлениями, изготовлялась вручную.
Хозяйство населения пьяноборской клуьтуры было комплексным. Оно включало скотоводство,охоту, рыбную ловлю, собирательство. Вопрос о земледелии у изучаемых племен остается открытым. Выразительных форм почвообрабатывающих и уборочных орудий на памятниках изучаемого круга пока не зафиксировано. Можно лишь отметить находки зерен полбы с Ново-Кабановского городища в низовьях р. Белой, относящегося к ананьинско-пьяноборскому времени.
Наличие скотоводства документируется находками костей домашних животных в культурных слоях поселенки. Остеологами зафиксированы остатки лошадей, крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота. О разведении лошадей свидетельствуют также находки удил в погребениях. Судя по имеющимся материалам, лошадь использовалась не только на мясо, но и для верховой езды.
Более полно изучены пьяоборские могильники. Основная часть пьяноборских могильников расположена в Башкортостане и Удмуртии. На территории Татарстане зафиксировано семь пьяноборских могильников.
Могильники располагались на краях надлуговых террас.
На поверхности их внешних признаков могил не зафиксировано, возможно, из-за того, что в большинстве своем территории издавна распахиваются. При раскопках Афонинского могильника в Удмуртии и Деуковского II могильника в Татарстане зафиксированы остатки столбовых ям. Поэтому есть основания утверждать, что в древности над могилами устраивались какие-то сооружения. На поверхности Деуковского II могильника зафиксированы остатки трех кострищ диаметром до 70 см. В заполнении одного из кострищ найдены кости коровы и лошади; в середине второго - остатки столба. На уровне погребенной почвы на площади рассматриваемого могильника выявлено скопление камней песчанников. На поверхности некоторых могильников прослежены остатки земляных ям, связанных с поминальными тризнами, а также керамика и кости животных. Последняя группа находок, по-видимому, представляет остатки ритуальной пищи, помещенной в сосуды.
Работами исследователей установлено, что на площади могильников выделяются группы захоронений, оставленных большими патриархальными семьями. Каждая из семей имела свой участок на кладбище. Пьяноборские захоронения обычно совершались в относительно небольших ямах подпрямоугольной формы с отвесными стенками и плоскими днищами, глубиной до 1 м. Некоторые погребенные, сопровождающиеся богатым инвентарем и принадлежащие, по-видимому, особым социальным группам населения, находились в больших и глубоких ямах.
Основная часть захоронений совершалась по обряду трупоположения, но встречены трупосожжения, частичные и вторичные. При раскопках удалось выявить, что погребенных заворачивали в луб, бересту, иногда помещали в дощатые гробы.
В могилы иногда помещалась глиняная посуда, а также орудия труда (ножи, шилья, точильные камни, глиняные пряслица-маховички на веретена для скручивания нитей, костяные проколки и другие предметы).
Украшения и принадлежности женских костюмов составляют наибольшую часть вещей из погребений пьяноборской культуры. Из них следует отметить височные привески в виде несомкнутых проволочных колец; восьмерковидные; вопросовидные с гофрированными коническими трубицами; литыми конусовидными нижними частями, со скрученными спиральками и др.
Довольно много в женских погребениях стеклянных бус. В основной массе они поступали из поздних античных центров Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Женские костюмы украшались разнообразными накладками из бронзы. Лицевая поверхность многих крупных блях заполирована и украшена узором в виде концентрических кругов и розеток. Возможно, что данные изображения - это символы солнца - обереги. Заслуживают внимания накладки женского костюма в виде прорезных блях и умбонов. Многие бляхи украшены по краю шаровидными выпуклостями и жгутами.
В числе специфических предметов пояноборской культуры следует отметить женские поясные застежки в виде эполет .
В III в. н.э. пьяноборский союз племен прекратил существование на Нижней Белой и прилегающих частях р. Камы. Причины этого связаны с неспокойной обстановкой, сложившейся в первые столетия н.э. в результате прихода кочевников, скорее всего, гуннов. Основная часть позднепьяноборского населения отошла на Нижнюю Каму и территорию Волго-Вятского междуречья.