Бронзовый век
Наиболее ранние памятники эпохи бронзы в Татарстане относятся к балановской культуре, названной так по имени Балановского могильника, исследованного на границе Чувашиии и Татарстана. Сама балановская культура представляет собой крайне северо-восточную часть обширной историко-культурной общности индо-европейских племен, далеких предков более поздних славянских, балтских и древнегерманских племен. На рассматриваемой территории эта культура представлена в основном отдельными находками каменных и бронзовых топоров, небольшими местонахождениями и разрозненными погребениями в районе с. Красновидово, у с. Козловка Буинского района и т. п.,
Родственниками абашевцев были срубные племена, в массе заселившие южные и центральные районы современной территории Татарстана в середине и особенно 3-й четверти 11 тысячелетия до н. э. Сама культура была еще в начале века выделена известным русским археологом В.А.Городцовым по одной характерной особенности погребального обряда. В ряде случаев могильные ямы под курганами обкладывались деревянными срубами. Памятники этой очень обширной культуры, представленные не только курганными могильниками, но и поселениями с остатками крученых жилищ, в Татарстане известны от бассейна Свияги на западе до Ика на востоке, не только в Предволжье, но и в Закамье. Поселения в большинстве случаев изучены в размыве берегов Волги и левобережья Камы.
В восточных районах республики памятники срубной культуры имеют своеобразный налет приуральской абашевской культуры. Особенно ярко это проявляется в таком смешанном памятнике, как Такталачукский могильник, где Е.П.Казаковым было исследовано около 60 погребений, содержавших не только посуду абашевско-срубного типа, но и металлические изделия, в том числе бронзовый втульчатый наконечник копья, ножи, кинжалы,
Абашевская культурно-историческая общность преимущественно скотоводческого населения сложилась в средине II тыс. до н. э. в лесостепной зоне Восточной Европы. Памятники абашевской культуры, названной так казанским археологом В.Ф.Смолиным по с.Абашево в Чувашии, где впервые были изучены подкурганные захоронения этой культуры. На территории Татарстана такие же курганы, датированные в основном серединой II - I т. до н.э., выявлены и изучены пока лишь в Предволжье у сел Васюково и Карашам Зеленодольского, Юлдуз Верхнеуслонского и Победа Апастовского районов. При раскопках таких курганов обычно выявляются одиночные захоронения в неглубоких ямах, сопровождающиеся округлодонными лепными сосудами и нередко многочисленными медными и серебряными мелкими украшениями.
В конце П тыс. до н. э. влияние пришлого срубного и абашевского населения на местные народы значительно ослабело. Это нашло отражение в значительном увеличении количества поселений потомков волосовской культуры. Культуру данного населения археологии Н.Ф. Калинин и А.Х. Халиков выделили в самостоятельную, назвав ее приказанской.
Она представлена поселениями, могильниками и отдельными находками. При раскопках поселений зафиксированы остатки жилищ-землянок и полуземлянок, хозяйственных построек, жертвенники и другие сооружения. В вещевом материале большое количество каменных орудий труда и охоты (тесел, топоров, скребков, наконечников стрел и т.д.). Зафиксированы также бронзовые изделия (ножи, стрелы, топоры и т.д.) и керамика.
Носители приказанской культуры знали земледелие, скотоводство, занимались также охотой, рыбной ловлей и собирательством. Позднейшие приказанские племена (маклашеевского этапа) приняли активное участие в формировании ананьинской культуры.
Самобытность памятников маклашеевского типа заставило в последнее время археологов отнести их к пришлому населению.