-Многие полагают, что наука химия — это не женская наука и в глазах многих людей сложился стандартный образ химика – мужчины серьезного, сосредоточенного, с напряженным взглядом, который священнодействует с пробирками и колбами.
Но победительница университетского конкурса «Женщина года. Мужчина года: женский взгляд» в номинации «Женщина ученый», заведующий кафедрой высокомолекулярных и элементоорганических соединений Юлия Бахтиярова опровергает этот стереотип. Яркая, женственная, энергичная, с лукавым взглядом сияющих карих глаз уверена, что химия та наука, на которой строится вся жизнь.
Досье:
Бахтиярова Юлия Валерьевна
Образование: высшее, диплом с отличием.
Кандидат химических наук, доцент, зав. кафедрой.
Жизненный девиз: Учиться всегда, учиться везде, учиться всему и стремиться к мечте! Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя, но также плох тот учитель, не показавший, как его превзойти.
В беседе Юлия Валерьевна рассказала об истоках любви к этой науке, о преподавательских фишках, особенностях работы с молодежью и любви к «быстрым шахматам».
- Юлия Валерьевна, что так повлияло на выбор профессии? Родители-химики или все-таки школа?
Пожалуй, сложно так сразу с ходу сказать. Мне этот предмет просто нравился и легко давался! Ведь на самом деле это очень несложный предмет, как учитель могу сказать, все зависит от педагога, - как он преподносит знания. Я часто ездила на соревнования, дома занималась самостоятельно, несмотря на то, что у меня была абсолютно «химическая» семья – папа Владимир Иванович Галкин и мама Ирина Васильевна. Конечно, мне могли помочь родители. Но хотелось самой вникнуть в химические процессы. Но если совсем честно, признаюсь, хотела стать врачом или фармацевтом. Но не сложилось. А химия - та наука, в которой нет исключений, и мне она была очень близка.
- То есть Вы идете по проторенной «химической дорожке»?
Про проторенную дорожку очень сложно говорить. Конечно, удобно, когда рядом человек, который мог дать мне правильный совет. Но спрос с меня всегда был строже, чем с остальных, чтобы никто никогда не мог сказать, что ко мне особое отношение, определенная протекция. Я практически с самого начала своей научной деятельности работала в лаборатории самостоятельно. И даже курсовую, и диплом писала одна. Потом была аспирантура, защита диссертации. Но к работе в качестве преподавателя приступила уже во взрослом возрасте. Мне было почти 35 лет, когда меня взяли на кафедру химического образования доцентом, в то время, мой ученик, школьный выпускник уже работал преподавателем на кафедре ВМ и ЭОС.
Химию многие не любят. Молекулы, формулы, трансформации. Как можно увлечь молодое поколение?
Любое дело, с профессиональной точки зрения легким не бывает. Понимаете, какое дело, если есть желание - все можно понять. Вы спрашиваете – чем можно увлечь современных школьников - на мой личный взгляд, это целиком зависит от педагога - должна быть обязательно харизма, энергетика. Дети должны понимать, зачем им это надо, они должны знать где и как можно применить приобретенные знания. Если есть уважение к преподавателю, если его любят, то, соответственно, сам предмет им дается достаточно легко. Харизма обязательна - как человек говорит, как преподносит знание, какие аргументы выдвигает. То есть здесь надо ставить задачу, проблему, показать пути ее решения и предложить решить самим. Или объяснить, зачем им это нужно.
Школьники говорят, а я люблю работать со школьниками: «Вот закончу я школу, и мне ваша химия не нужна». А как не нужна? Вы же огурцы помидоры сажаете, чем то их поливаете, лекарства мы пьем, ремонт делаем, моющие средства различные используем, у многих есть автомобили. Или вот пример: приходит человек заявляет: не куплю вашу квартиру, у вас потолки гипсокартонные, ядовитые они. То есть он не знает, что такое гипс, картон, и какая там химия.
Вот еще достаточно интересный случай – одна дама в разговоре упомянула, что в питании использует только натуральные продукты, в частности, кокосовое масло. Я решила уточнить, как долго она его употребляет и каково ее самочувствие. В беседе выяснилось, что она использует его около 2-х лет и при этом неважно себя чувствует. Пришлось объяснять, что это масло не очень пригодно для питания, при постоянном употреблении приводит к ожирению, повышению холестерина. Да и для жарки вредно. Вот и на уроках химии это объясняем. Обсуждаем: Белки, жиры, углеводы. С химической точки зрения и с медицинской.
Или, объясняю, например, что будет, если съесть чайную ложку соли?? А будет летальный исход и ни одна скорая помощь вас не спасет. В организме вся вода к этой соли притянется, и у вас просто перестанут работать почки. И когда это объясняешь детям, одну такую проблему, другую, им становится интересно. Они начинают задавать интересные вопросы. Проводя урок, можно озадачить ребенка? Вот мы, пишем, к примеру, карандашом, но кому в голову придет, что графит - аналог алмаза. А почему он пишет? Потому что он ломается. А почему он ломается? А давайте посмотрим строение. И когда такие взаимосвязи и образы даешь, дети увлекаются.
Вот еще неплохой пример - молоко. Почему пастеризованное молоко не киснет, а становится горьким? Стоит ли покупать молоко в такой упаковке? А молоко натуральный продукт, там есть чему портиться! Происходят химические процессы - значит оно натуральное!
Если просто давать формулу, по учебнику – то формулу молодежь не запомнит. Визуализация очень помогает в преподавании.
Если говорить о студенческой аудитории, то я даю студентам немного информации о каком-либо интересном событии. А дальше предлагаю углубляться в проблему самостоятельно. И если хотите – попробуйте узнать сами. И они говорят: «Мы прочитали, это так интересно».
- Рекомендуете какую - то литературу?
В зависимости от ситуации, чаще даю рекомендации, но иногда прошу самих найти. Они же будущие ученые, должны уметь находить нужную информацию, отделять зерна от плевел. В курсе лекций «Концепции современного естествознания» мы рассматриваем самые разные вопросы. Экологические проблемы человечества, потепление климата, устройство государства в разрезе кибернетики. В том числе мы затрагиваем и проблемы «цветных» революций, объясняю, как можно устроить подобную революцию, что это все математически просчитано. Ученый не должен отдыхать от работы. «Думайте - не ждите готового ответа» - я говорю своим детям и студентам. И не очень люблю давать готовые ответы. Мое обучение строится на том, что я даю только часть информации, некоторую точку отсчета, а дальше все сам должен найти. Мне такая форма преподавания близка.
- У Вас большой опыт в профессиональной среде. Что вы считаете самым важным?
Не бывает только черное, и только белое. В моей профессиональной среде сейчас и преподавательская, и научная, и административная компонента присутствует. Важно содержание человеческой души. Говорят же – если человек талантлив, то он талантлив во всем. Редко бывает, что хороший специалист разбирается только в одном вопросе, в одной теме. Если брать химию, то сейчас тенденция такая, что междисциплинарные связи очень важны. Нельзя быть только химиком или только физиком. Вот наше направление работы тесно связано с фармацевтикой, мы рассматриваем вопросы и в разрезе биохимии, физики, фармакологии. Профессиональная деятельность на самом деле многогранная. Все знания пригождаются. Еще очень важна человеческая психология, умение выстраивать отношения. И если я чего-то не знаю, я иду к тем, кто знает, кто знает лучше меня, я ищу людей, которые этим знаниями могут обладать.
- То есть в современном понятии хороший специалист – это мульти специалист?
Ну, если только в узком ключе. Вот чем отличалось советское образование от западного? Советское - более широкое, возьмите наших университетских ученых – какой у них широкий диапазон знаний! А если углубиться совсем уж в прошлые времена, в древность, то заметьте - там не было деления на науки, учили сразу вместе и одновременно. Как правило, с чего начиналось? С религии, либо - Библия, либо - Коран, а также философия. Вот у меня есть такой предмет – концепция современного естествознания – он обо всем, о том, как устроен мир, как нужно думать. У меня этот предмет и физику, и химию и биологию, астрономию, философские проблемы затрагивает.
- Еще не так давно считалось, что наука — это совсем не женское занятие. Даже есть расхожее мнение, что женщина в науке — это не женщина, а человек без пола или совсем уж «синий чулок». Опровергнете?
Понимаете, мозг мужчины и женщины устроен по-разному. Мужской мозг настроен на то, что он добытчик, у него это одна цель, и он к ней идет, прямой дорогой. У женщины в силу того, что у нее семья, дети, родители, на плите что-то варится, у нее больше анализаторов, и она одновременно пытается уследить за всем. То есть женщина может делать много дел одновременно. Да, она физически слабее, но из-за того, что ей приходится делать много всего и сразу, у нее более изворотливый ум.
Что касается «синего чулка», то я заметила такую интересную тенденцию – химики женятся на химиках. Потому то мы разговариваем на одном языке, мы думаем одинаково. У нас одинаковые категории мышления. Но еcли брать соотношение – кого больше химиков мужчин или женщин, мужчин все-таки больше. А женщине достаточно просто быть красивой.
- Скажите, Юлия Валерьевна, а искренняя вовлеченность в науку мешает личной жизни или как-то негативно влияет?
Сложно все совместить, но я не думаю об этом, а просто делаю. И очень люблю свою работу, люблю работать со школьниками. У женщины-ученого нет выходных. Как говорится: «Делай, что должен, и будь что будет». С личной жизнью у меня все очень хорошо. Муж химик!
Устаете? А были моменты, когда хотелось все бросить?
Конечно, временами устаю. Если честно – то такие моменты бывают. Но недолго.
- Современный химик – это – продолжите фразу…
Молодой, целеустремленный, увлеченный, прогрессивный. А знаете, у нас очень сильная химическая школа.
Как полагаете, любой эксперимент – это новое знание?
Отрицательный результат это тоже результат, и не надо по этому поводу расстраиваться. Меня это не пугает. Эксперимент начинается с чего? – выдвигается гипотеза, и мы проверяем. Если не подтверждается – мы ее отрезаем и идем дальше.
- Глядя на ваш внушительный перечень наград и достижений, напрашивается вопрос – какие химические вершины собираетесь покорить?
Докторская диссертация в плане стоит. Хотя сейчас у меня много административной работы. Но мне нравится новое, значит, опять работает мозг.
- Восхитило Ваше увлечение довольно редким видом спорта – фехтованием. Откуда истоки интереса?
В этот спорт меня привел папа. Я долго и упорно занималась, были определенные успехи.
- Но почему не бег, не гимнастика, легкая атлетика?
Потому что в фехтовании думать надо! Фехтование называется - быстрые шахматы. Это, по сути, игра - «верю-не верю». Это варианты: «Я тебя уколю – веришь? - Да. - А я не буду». Все эти действия надо просчитывать. Могу даже сказать – по моим наблюдениям – хорошо фехтует тот, кто хорошо учится.
- Трудно быть личным тренером дочки?
Бытует такое мнение, и частично с ним соглашусь, что тренировать собственного ребенка трудно. Мне не трудно чисто технически, трудно переживать за нее. То есть, когда она выходит на дорожку, мне легче самой выйти, чем смотреть, что у нее что-то не получается. Хочется ей помочь, пожалеть. Не показать свои эмоции, чтобы она не волновалась за меня. Я должна стоять, как ни в чем не бывало. То есть сам процесс тренировок не труден. Но мне с дочкой легко, хотя в профессиональной среде это не рекомендуется.
Экипировка тяжелая?
Разная. Профессиональный костюм, конечно, тяжелее. Материал современных фехтовальных костюмов сильно отличается от того, что был в ХХ веке. Сегодня для создания костюмов используют облегченный кевлар - прочный материал, применяющийся для производства бронешлемов и бронежилетов.
- Уколы болезненные?
Обычные уколы – не больно, костюм защищает. Но бывает, иногда соперник промахивается, тогда может и синяк быть. В фехтовании шпагой и рапирой производятся уколы, саблей - удары. Но фехтование не самый травмоопасный вид спорта. Я владею всеми тремя видами оружия. Но самый родной и любимый – рапира.
Ваши родители химики, Вы – продолжатель династии, супруг. Своих детей Вы тоже видите в этой профессии?
Обычно родители, пытаются в своих детях воплотить то, что у них не получилось реализовать. Это неправильно - категорически! Я считаю, что ребенок должен сам выбирать свою дорогу. Надо только показать, из чего выбирать! Сын выбрал компьютерные технологии, окончил КНИТУ (КАИ), правда в магистратуру поступил к нам по специальности хемоинформатика. В данный момент готовится к защите кандидатской, по химии. Дочка мечтает поступить в училище олимпийского резерва, что в Московской области, получить специальность тренера. А дальше время покажет! Возможно, после училища захочет получить другую специальность. Сейчас время больших возможностей. Я, как мама, прежде всего, хочу, чтобы мои дети были счастливы!
- Что хотели бы пожелать любимому университету?
Быть самым лучшим университетом в мире!
- Спасибо большое за интервью!