- Per aspera ad astra/ Через тернии – к звездам
Сенека
«Человек без знаний, навыков и умений как парусник без паруса, куда ветер подует, - туда лодку и потащит. А если направить парус, то уже можно идти заданным курсом и добиваться результата», – это притча очень образно рассказывает о том, как необходимо состояться в профессии, не останавливаться на достигнутом уровне, стремиться к саморазвитию.
Представляем вам разговор с доцентом кафедры неорганической химии, продолжателем преподавательской династии Юлией Журавлевой.
Почему возник интерес к профессии, что самое сложное в командной работе, о чем мечтается, какие уроки преподносит жизнь и как заставить мандарин цвести и плодоносить, Юлия Игоревна рассказала в интервью.
Юлия Игоревна, поделитесь, как возник интерес к профессии?
- Это было еще в школе, причем задолго до этого появилось увлечение и мечта стать, прежде всего, учителем, справедливым, требовательным и добрым. А уже потом, когда я перешла в физико-математический класс, очень понравился предмет «химия» своей необычностью в сравнении с другими предметами, требующий острый ум, хорошую память и умение систематизировать большие массивы информации. Так и появился тандем, это и любовь к химии как науке и желание объяснять трудные химические закономерности доступным языком, чтобы всем все было легко и понятно!
И, несмотря на большой опыт участия и целую копилку побед в олимпиадах разного уровня по физике и математике, и в очень многих химических олимпиадах, самая важная из которых - 3 призовое место на Всероссийской химической олимпиаде школьников среди 11 классов, для получения высшего образования мной был выбран все же педагогический университет.
Я окончила Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, (в то время я проживала в г. Ульяновске), чтобы получить специальность учителя химии и биологии. Во время учебы моя домашняя комната была целиком прообразом химической лаборатории: колбы с растворами, яркие кристаллы, монетки-амальгамы и, конечно же, светящийся флуоресцеин. А потом уже была аспирантура химфака тогда еще Казанского государственного университета, сейчас это наш КФУ. Всегда мечтала здесь учиться, поскольку ранее, тут же, на механико-математическом факультете КГУ училась моя мама.
Взрывы, эликсиры молодости, выпавшие осадки на дне колб, постоянно кипящий котел — вот что думают люди о работе химиков. Опишите день ученого-химика.
- Да, все верно, такое впечатление о работе химика формируется у всех с детства, и какое-то время в процессе обучения химическим дисциплинам у меня все именно так и было. В студенчестве мы делали очень много интересных химических опытов, это и золотой дождь, и гейзер, и колебательные реакции, в процессе одного колебания у которых происходит не менее 30 последовательных химических процессов, и если хотя бы один остановится, то все колебания в системе затухают. И эта эффектная сторона химии и по сей день есть в моей жизни, и моей работе.
Так, демонстрируя наглядные химические опыты, мы проводим профориентационную работу среди школьников, которые еще только определяются в выборе профессии. Это и весенние мероприятия Pro-наука, и так поддерживается мотивация к учебе младшекурсников Химического института: день Химика, проведение химических квестов на дисциплине «Методика преподавания химии».
Так, на открытие нового здания химического корпуса мы со студентами и аспирантами приготовили трехслойные несмешивающиеся жидкости в высоких цилиндрах, символизирующие триколор флага России и флага Татарстана.
Чаще всего студенты сами находят какой-нибудь эффектный понравившийся им опыт в интернете, и мы потом вместе изучаем его химические основы, подбираем реактивы и воспроизводим в химической лаборатории, конечно же, с соблюдением всех правил безопасности и в защитной одежде.
А если говорить о серьезных научных исследованиях в моей профессии, то они требуют сосредоточенности, большой внимательности и продуманности до мельчайших подробностей, как этапа планирования, так и всего хода эксперимента и использованием комплекса современных физико-химических методов исследования.
Это и правильно рассчитанные компоненты каждого образца, и верно подобранные условия съемки сигнала на высокоточном научном оборудовании, и непрерывное пополнение знаний теоретических основ. Все это для описания наблюдаемых закономерностей, и расчета всевозможных констант и других параметров системы и, конечно же, чуткое руководство студентами - курсовиками и дипломниками: как правило, именно они участвуют во всех этапах научного эксперимента. Иногда опыт затягивается до глубокого вечера, но тем больше вероятности, что мы получим ценные научные результаты. Говорю «мы», поскольку химические исследования, как правило, в настоящее время не осуществляются в одиночку, это очень слаженная точная и четкая работа всей нашей научной лаборатории на кафедре неорганической химии.
Мечтаете ли Вы о собственном научном открытии в области химии?
- Да, безусловно, но сейчас в 21 веке это носит немного другое направление. Как правило, под сильную в научном отношении идею мы пишем заявки на гранты, или участвуем в серьезных научных проектах и программах, на первом этапе заявляя какую-то научную идею, доказывая и подкрепляя научными разработками ее жизнеспособность.
Мечта каждого химика-исследователя – выиграть грант, особенно высокого международного уровня! И какое же бывает счастье, когда мы это финансирование в виде гранта или программы выигрываем, тогда целиком и полностью уходим в науку и творим бесконечно! Под каждой такой идеей есть ее автор, чаще это руководитель проекта, но, как правило, открытия различного рода, от маленьких до высокого уровня мы делаем всем коллективом нашей лаборатории. И, конечно же, пока химик работает над проектом, у него всегда появляются все новые и новые идеи, которые он мечтает воплотить в жизнь, а это уже заявка на новый проект!
В течение многих лет Вы – куратор. Что самое сложное в этой работе?
- Да, я куратор уже одиннадцатый год, самое главное в этой профессии любить студентов, каждый из них это личность, и быть готовым к самым неожиданным поворотам событий. Так, если вы что-то для себя запланировали, а в ночь у первокурсницы вашей группы (на протяжении всех лет я куратор только у 1 курса) внезапный приступ аппендицита, и ее из деревни Универсиады увозят на скорой, а родители ее очень далеко, то утром вы все бросаете, пытаетесь созвониться с врачом, чтобы узнать, как прошла операция. Тут же организуете с активистами дежурство, связь с мамой девочки, передачу вещей первой необходимости, покупку и доставку послеоперационных материалов.
За эти многие годы поняла, что самое главное – это научить студентов правильно организовывать свое время, тогда пойдет все по верному пути.
И, конечно же, от куратора требуется искусство решать проблемы, предотвращать конфликтные ситуации. Они есть всегда, это и конфликты внутри группы, у студента с самим собой, когда ничего не хочется и есть одно желание бросить учебу из-за сложности обучения.
Как проходят адаптационные тренинги?
- Люблю проводить адаптационные тренинги, трепетно подхожу к их подготовке, ведь тренинг - это всегда искусство, и всегда спонтанно приходит в голову какая-то новая идея для его проведения, когда перед глазами представляешь его участников. По содержанию тренинги могут быть направлены и на знакомство, и на сплочение группы, и на поддержку мотивации к выбранной профессии. Они проходят обычно в рамках кураторских часов, а с местом проведения всегда определяюсь в зависимости от решаемых вопросов: иногда выбираю аудитории, иногда большое фойе, чтобы была более раскрепощенная обстановка, а если позволяет погода, то и на природе. Всегда смотрю на уровень подготовки группы и никогда еще ни один тренинг не прошел по шаблону.
Опыт мне подсказывает, что нужно как можно раньше выявить болевые точки группы, суметь увидеть и подстраховать неуверенных в себе студентов, иначе можно получить обратный результат и ребята замкнутся.
Я часто провожу элементы проектной деятельности, если необходимо выявить лидерские качества, правда, группе об этом не говорю.
Такие совместные времяпровождения делает коллектив сплоченным.
Какие уроки жизни для Вас как преподавателя оказались наиболее значимы?
- Очень важно в каждом видеть не только хорошо- или плохо успевающего студента, но и личность, человека. Многие годы для меня человеческие качества выходят на первый план, и совсем не важно, с какого уровня студент начинал учиться. Важно, что он растет, работает над собой.
Очень ценю, когда замечаю, что студент, который еще в сентябре просто пытался выплывать за счет хорошей школьной базы, начинает усердно готовится к занятиям, успешно прорабатывает сложный материал, и если в таких случаях что-то у кого-то не получается, готова остаться и объяснить все непонятные нюансы какого-то метода, теории, разобрать исключения. Как правило, с каждой неделей желающих что-то узнать и уточнить становится все больше и, как правило, по пятницам у нас всегда спонтанно организуются посиделки после занятий.
А самый важный урок преподнесла жизнь, когда я была еще в аспирантуре: тогда для меня было непонятно, почему в проект пригласили не самую сильную по успеваемости студентку. Дело в том, что научный проект требует полной отдачи, готовность несколько раз переделывать работу, пока не будет найден верный вариант, умение соратников поддержать друг друга в трудную минуту. На все это студентка с самыми высокими баллами по химии была, к сожалению не способна, ее интересовала только она сама и только её успехи. Так постепенно и приходит опыт создания творческих коллективов и подбор сильного коллектива команды исследователей. Поэтому, только одного высокого показателя успеваемости не всегда достаточно. Для меня и сейчас в первую очередь важны такие человеческие качества, как верность, командный дух, желание и стремление к саморазвитию. Всему остальному при большом желании, если есть хорошая база знаний, как показывает опыт, можно научить.
Вы не только дипломированный химик, но и обладательница диплома о втором высшем образовании - Вы дефектолог, логопед. Почему такой крен от химии?
- Очень часто я сталкивалась с людьми, которые многого достигли в жизни, но продолжают заикаться, не могут свободно сказать самые простые вещи.
То же касается и людей, перенесших инсульты, речь у них бывает сильно нарушенной. И я поняла, что хочу помогать людям, мне это интересно и именно этой области знаний мне не хватает для саморазвития.
В какой-то степени эта проблема психологическая, но не только. Дефектологи-логопеды могут помочь человеку.
В процессе учебы очень много узнала и про особенности развития, и новом направлении - инклюзии, и как необходимы сейчас преподаватели в высшей школе с навыками в этой области, ведь не секрет, что детей с особенностями развития становится все больше.
Пока использую полученные навыки звукопостановки и формирования беглой плавной выразительной речи только в кругу родственников, и счастлива, когда удается поставить 1-2 звука, но еще много чему надо учиться.
Мир Ваших увлечений впечатляет: сборка кубика Рубика и выращивание цветов, оригами и домашние животные. Можно подробнее?
- Все мои хобби-увлечения тянутся родом из детства. Абсюлютно неравнодушна к комнатным цветам. Очень трепетная у меня любовь к цветам-«декабристам». В декабрьские и январские морозы цветут у меня мои красавцы голландской селекции: белые, желтые, оранжевые, розовые и рубиново-красные. Цветы – наша семейная гордость. А мандарины, цветущие и плодоносящие у знакомых, всегда вызывали восторг и желание тоже вырастить у себя такое чудо.
Сейчас селекционеры вывели кустовые формы мандаринов, которые без труда можно выращивать самим. Весной, когда куст-мандарин зацветает - то опылять цветы (а без опыления не будет и плодов) я доверяю только своему мужу, он это делает неторопливо и тщательно, беличьей кисточкой!
Через месяц после опыления появляются темно-зеленые шарики, которые через 2-3 месяца превращаются в настоящие мандарины! За год собираем 10-12 штук, мелочь, конечно, но приятно!
Собирать Кубик-Рубика я научилась самостоятельно еще в детстве, читая методику сборки в журнале «Семья и школа», а также научилась собирать узоры на гранях. Первым моим учеником был мой братишка-восьмиклассник. А самому младшему было всего 7 лет. Но он научился собирать кубик 3х3 за 2 дня! Было время, когда кубиком была увлечена вся лаборатория!
Из оригами, прежде всего, люблю собирать правильные многоугольники, додекаэдры и фуллерены. В начале 2000-х, когда в химии активно изучались новые аллотропные модификации углерода молекулярного строения, собрала из бумаги все известные фуллерены: С60, С72, С80, С180, С540 и два вида нанотрубок. Какое-то время студенты химфака даже изучали фуллерены по моим моделям по дисциплине «Химия твердого тела».
Ну и, конечно же, невозможно представить уют в нашем доме без кошек вислоухой шотландской породы, это тоже законные члены нашей семьи: Яша и Маша! Они иногда подгрызают наши цветы, но мы их за это не ругаем, такие «садовники» в семье тоже нужны!
Без чего вы не можете прожить и дня?
- Я по гороскопу – Рак, а для них семья всегда стоит на первом месте. Конечно, без моей любимой семьи, без радостного смеха детей, и, конечно же, без нашего уютного дома и пушистых домоседов не мыслю. А после летних студенческих каникул отчетливо понимаю, что мне не хватает общения с моими студентами!
Я очень общительный человек, и иногда душа просто требует собраться теплой компанией друзей.
Что для Вас главное в жизни?
- Главное? Чтобы все мои домашние были здоровы и счастливы. И, конечно же, этого хочу и для своих друзей, знакомых и коллег. Моя Альма-матер-любимый Казанский университет. Процветания тебе многие лета! Здесь я познакомилась с большинством близких по духу, дорогих мне людей! КФУ - ты лучший!
Благодарю Лигу женщин за предоставленный круг интересных и важных вопросов, которые мне позволили оглянуться назад и очень многое вспомнить!
Спасибо большое за интересную беседу!