23 апреля на базе татарской гимназии №15 состоялось очередное заседание постоянно-действующего консультативного круглого стола «Школа-ВУЗ: возможности сотрудничества» на тему «Сохранение здоровья обучающихся как междисциплинарная педагогическая проблема». В мероприятии приняли участие заместитель директора ИНО КГУ Ирина Терентьева, профессор Института языка Фаина Ратнер, заведующая лабораторией психологической поддержки, здоровья и развития Городского методического центра Светлана Башинова, руководители и педагоги общеобразовательных учреждений – школ, лицеев, гимназий, а также представители специальных учебных учреждений – педагогического и медицинского колледжей.
Сегодняшнему заседанию предшествовала большая работа экспертной группы, куда вошли педагоги, преподаватели, психологи и медики. Задачей экспертов, а также и нашей сегодняшней совместной работе является поиск ответов на вопросы, а именно: что включает в себя понятие «здоровый образованный человек»? Как получить образование, сохранив при этом собственное здоровье? Каким путем достичь гармонии в дилемме «образованный и здоровый»? Как передавать знания другим, и как совершенствовать свое здоровье», - открыла мероприятие Ирина Терентьева,- Здоровьесберегающее образование сегодня рассматривается как ключевой фактор, обеспечивающий высокое качество образования. Накоплен большой опыт, разработаны и внедряются разнообразные методики, и позиционирование опыта здоровьесбережения в татарской гимназии №15 - прямое тому доказательство».
Татарская гимназия №15 для обсуждения этой актуальной проблемы выбрана не случайно. C 2004 года она является членом сети Европейских школ содействия здоровью по результатам участия в проекте ЕВРОсоюза «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации» (H.E.S.P. – Health education in schools pr., при поддержке компаний EPOS и SOCON).
«Наше учебное заведение имеет свой выверенный путь развития, где объединились усилия педагогов и медиков, который обеспечивает не только успех гимназии, но и личностный рост каждого ученики и учителя», - сообщил директор гимназии Фанит Харисов.
Далее слушателям был представлен презентационный материал, раскрывающий миссию гимназии.Презентация
«Особо мне хотелось бы заострить внимание на разработанной нами методике театра здоровья «Виртуальный мир», уникальность которой заключается в возможности развития всех аспектов здоровья воспитанника театра: духовного, физического, эмоционального, интеллектуального, социального, личностного. Театр здоровья работает в разных жанрах – мини-опера, фольклорный спектакль, сказки на разных языках, музыкальный спектакль, мюзикл, театрализованное спортивное шоу. Участие принимают все – от первоклассника до выпускника, причем, неважно, имеет он музыкальный слух или нет, выраженные актерские способности.
Социально-психологическая ценность работы «Театра здоровья» состоит в том, чтобы дать возможность подростку преодолеть случающееся во время учебы подавление своих эмоций, выплеснуть их в творческом процессе, не дать подростку попасть под влияние дворовых компаний со всеми вытекающими последствиями в виде распития алкогольных напитков, курения и т.д. Чем лучше, цивилизованнее подросток умеет выражать свои эмоции, не стесняясь их, тем больше вероятность, что он не начнет употреблять их во зло себе и окружающим. Театр, сцена могут помочь подростку забыть о проблемах в семье, размолвках с учителем или одноклассником, о предстоящей контрольной, о неприятном разговоре, вернуть себя в настоящее, помочь ощутить радость каждой проживаемой минуты», - пояснила заместитель директора Гузель Нотфуллина. Статья
Затем коллегам была представлена возможность познакомиться с опытом ведения уроков математики, физики и музыки, после чего состоялось обсуждение за круглым столом.
«Сегодня мы увидели, как творчество сочетается с традиционным уроком. И это замечательно. Надо шире заявлять о себе. А принцип личной психологической потребности в здоровом образе жизни должен быть основополагающим как для учителя, так и для учащегося, - поддержала заведующая лабораторией психологической поддержки, здоровья и развития Городского методического центра Светлана Николаевна.
«Проект, разработанный специалистами татарской гимназии №15 во многом инновационный, поскольку является методологической помощью в интегративном использовании принципов и приемов здоровьесберегающих технологий при проведении традиционного урока, классных часов через специалиста, который отвечает за сохранение здоровья учащихся. В методическом плане гимназия разработала цикл практических семинаров, которые берут на себя задачи отслеживания приемов и результатов осуществления заявленных проектов и программ. Основные этапы деятельности ЗОТ изложены в статье», - пояснила кандидат биологических наук, доцент по философским и теоретическим проблемам медицины и здравоохранения, тренер по обучению здоровья Сания Галеева. Статья.
«Все увиденное – это неплохо, но, уважаемые коллеги, «бытие определяет сознание». Сохранение здоровья начинается с условий, где работает преподаватель и получает знания школьник. Как сидят учащиеся. Как падает свет – свет должен падать слева, - это аксиома. Никаких блестящих поверхностей. Обязательны жалюзи», - в этой связи у нас разработана колледжем целая программа, обратила внимание коллег на соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил заместитель директора Казанского медицинского колледжа, кандидат педагогических наук Ирина Мавзютова.Программа колледжа
«Мое знакомство с Фанитом Фарраховичем давнее. И знаю, как много сил было отдано в разработке этой программы. Я увидела для себя во многом полезные вещи, - оптимальное соблюдение норм и привитие поведенческих навыков. Хотя методика, которую позиционирует татарская гимназия больше здоровьеформирующая. Но никакие здоровьесберегающие технологии не оздоровят кардинально школьную среду, если в стороне от этого процесса окажется забота о здоровье учителя. Хронические эмоциональные перегрузки педагога, неэффективные педагогические подходы, неумение учителя оберегать себя от сверхнапряжения, в конечном счете, определяет низкий уровень его здоровья. Сейчас даже появилось такое понятие как «синдром эмоционального сгорания» педагога. Чтобы учитель был всегда на высоком уровне своего профессионального мастерства, нужна целевая комплексная программа. Ведь профессиональное здоровье педагога – одно из главных показателей положительных преобразований в школе.
Здоровый учитель – здоровый ребенок. Надо формировать саногенное мышление, которое способствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряженности, способности переключаться. Учителю хронически не хватает времени на полноценный отдых, поэтому, я считаю, педагогам нужны всевозможные тренинги и занятия по психолого-валеологическим дисциплинам, оздоровительные техники и регулярные занятия спортом – шейпинг, аэробика, волейбол, бассейн, сауна. А если все это находится на территории учебного заведения – это вообще замечательно!», - продолжила обсуждение директор гимназии №6 Ольга Баклашова. Проект гимназии №6 "Культура здоровой жизни"
Далее Ольга Николаевна поделилась опытом, рассказав о программе коррекции эмоционально волевой сферы средствами арт-терапии, о классах хореографии, комнате психологической разгрузки, кабинете лечебного массажа, о профилактике правильного питания.
«На уроке музыки я заметила, какое внимание уделяет педагог распевке и физкультурной минутке – это не только хорошо для голоса, но и профилактика легочных заболеваний», - продолжила обсуждение заместитель директора педагогического колледжа Гузель Рамазанова.
«Дети не приемлют фальши, с ними нельзя говорить на уровне призывов. Нужно проводить общешкольные дни, месячники здоровья, в которых участвуют все – учитель и ученики. Но если при этом педагог, выйдя со школьного двора, например, берется за сигарету... Отношение учителя к собственному здоровью должно соответствовать требованиям, которые он предъявляет ученикам. Личность учителя, ориентированная на общечеловеческие ценности, в том числе и на ценности здорового образа жизни – единственное средство убеждения детей», - высказала свое мнение преподаватель педколледжа Ольга Ягнова.
Ее коллега Ирина Силуянова дополнила: «В 2007 году мы разработали свой проект профилактики здорового образа жизни «Уроки разума», с 2008 года он реализуется в педколледже». Метод. пособие.
Преподаватель из гимназии №140 Гульсария Махмутова рассказала об опыте Альметьевска «В 2004 году я была в школе №10 г. Альметьевска. В этом учреждении все спроектировано в соответствии с санитарными нормами. Уже тогда кабинеты физики, химии и информатики были оснащены современным оборудованием. Спортзал имеет специальное покрытие, для детей функционирует бассейн, причем для младшеклассников отдельный, с горками. Удивила столовая. Она оборудована как настоящее кафе. Никаких лавок, удобные кресла, скатерти. Для преподавателей зал оборудован камином. Там в уютной обстановке проходят тематические вечера как школьные, так и городские. Каждый учитель получает путевку в профилакторий, где может поддержать свое здоровье».
Далее слово взяла Фаина Ратнер: «К сожалению, часто бывает так, что ученики не видят радости от учебного процесса, - «опять эта школа!». И сидим мы неправильно на занятиях – в затылок друг к другу. А ведь для того, чтобы ученику было интересно в школе, нужно побольше радости и доброты. Мне очень близка педагогика Марии Монтессори. По Монтессори, поддержание радости учиться – одна из главных задач системы образования. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения и признания самоценности ребенка, педагог способствует развитию творческой и полноценной личности. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в своих силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом. В 2009 году мы с моей коллегой, канд.пед. наук, доц., Александрой Юсуповой выиграли грант по применению педагогики М. Монтессори в обучении студентов.
Кроме того, хотела бы добавить, что при Институте непрерывного образования КГУ создан Центр педагогики Монтессори, деятельность которого направлена на внедрение методов этого уникального педагога в систему образования. По данным ВОЗ, 21 век – это век аутистов. Молодому поколению легче общаться с виртуальными друзьями, чем с соседом по парте или студентам в вузе. Поэтому всеобщая компьютеризация несет с собой и большие проблемы в отношении коммуникации участников образовательного процесса.
Хотелось бы подчеркнуть также важность для педагога знания характера каждого своего воспитанника. Например, на занятиях в университете я прошу студентов уже на первом занятии написать о себе и об особенностях своего характера. Тогда легче выстроить стратегию общения», - говорит Фаина Лазаревна. - Главное для преподавателя – создание комфортного благоприятного климата, создание коллектива».
«Я провожу, например, со студентами 10-часовой спецкурс «Учитесь властвовать собой», результаты которого использую в своей работе. Очень хорошо в преподавании использовать так называемые «минуты тишины» или преподносить материал шепотом. Не менее важен и тактильный контакт, когда просто жест прикосновения к ученику подбадривает его, помогает собраться. На западе давно существует так называемая хальте-терапия (от немецкого halten – держать), - добавляет профессор. - Когда крепкое прижимание к себе помогает предотвратить развитие негативных реакций и состояний как ребенка, так и взрослого».
Информация о спецкурсе вызвала неподдельный интерес. Было высказано пожелание провести для педагогического сообщества Ассоциации такие занятия, также поступили предложения организовать проведение обучающих семинаров, обеспечивающих подготовку по здоровьесберегающей деятельности.
Подводя итоги мероприятия, участники отметили позитивный характер состоявшегося обмена мнениями, открытость и практическую направленность дискуссий. «Мы очень много сегодня почерпнули для себя», - отметили единодушно участники круглого стола.
«Новые сберегательные технологии, сбалансированное питание, медицинское обслуживание, занятия спортом, привитие навыков здорового образа жизни – это наши ориентиры. Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести каждому педагогу», - заключила Ирина Васильевна и сослалась на мнения, позиции экспертов, которые изложены ниже.
Отклики и комментарии к заседанию круглого стола по теме « Здоровье обучающихся как междисциплинарная педагогическая проблема Информация о телефонах доверия Татарстана
Владимир Дмитриевич Камзеев, доцент, кандидат медицинских наук КГМА
«Здоровый образ жизни — проблема не медицинская, а, скорее всего, воспитательная».
«Выделяют три аспекта здоровья: физический, душевный и социальный. Где под физическим понимается физиологическое нормальное функционирование организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять свои обязанности без излишней усталости, и у него достаточно энергии, чтобы успешно учиться.
Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой, и как успешно он справляется со своими функциями. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут тебя понять.
Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, уважает их права, оказывает помощь при необходимости, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
Таким образом, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии - это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель школьного образования - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья, научить быть здоровыми в течение всей жизни».
Таким образом, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии - это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель школьного образования - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья, научить быть здоровыми в течение всей жизни».
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся».
Миляуша Михайловна Гарифуллина, доцент, кандидат педагогических наук КГУ
«До сих пор абсолютно доминирует направленность на организацию передачи все расширяющейся системы знаний о мире. А знания о внутреннем мире человека, его духовности, здоровье, о методах саморазвития и жизнетворчества, как правило, преподносятся фрагментарно, чаще всего как второстепенный компонент человеческой культуры.
Проблема здоровья личности относится к числу наиболее сложных актуальных проблем образовательного пространства. Депрессия, невротизация населения, хроническая усталость, чрезмерный психо-эмоциональный стресс, переходящий в дисстресс, стали глобальными проблемами общества. По данным специалистов, Около 30% населения страны находятся в состоянии депрессии.
С целью определения психологических «барьеров» нами было проведено экспериментальное исследование в ряде казанских школ. Объектами выступили медалисты, старшеклассники, учащиеся, имеющие психосоматические заболевания, школьники, отличающиеся социальной дезадаптацией. Исследование проводилось комплексным психодиагностическим методом, в который входили личностный опросник САТ, методика С.Будасси, опросник УСК, тест Люшера, опросник «Способность к самоуправлению, тест «Руки», шкала одиночества. Результаты диагностики по первой группе отражают относительное социальное и психологическое благополучие. Низкие средние показатели тревожности, ригидности, напряженности, пассивности. Достаточно высокие – по самооценке, самоуважению, способности к принятию решений, социальной активности, самоконтролю. Позитивным является тот факт, что около 24% обследо¬ванных характеризуются развитием психологических условий для успеш¬ной адаптации и активной жизнедеятельности. Но это показатели характерны только для первой группы учащихся.
Результаты нашего исследования доказывают несомненную эффективность организации в школах, в гимназиях и лицеях различных мо¬дификаций внедренного в учебных учреждениях многих развитых стран комплексного курса «путь к себе», в рамках которого учащиеся с первого класса и до вы¬пускного приобретают знания и умения, необходимые для самоопределе¬ния, самореализации, саморазвития. А также создаются условия для того, что задолго до того, как ответить «Кем быть?» учащиеся могли ответить на вопрос «Каким быть?»
Ольга Константиновна Граужанина, преподаватель ИНО КГУ
«От уровня здоровья и его качественных характеристик зависит полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека. Специалистами КГУ были разработаны и апробированы «блоки» по толерантному общению в курсах «Психология конфликта», «Основы психологического консультирования», «Методы работы практического психолога». В настоящее время разработан и апробируется на отделении дополнительного образования курс «Психология толерантного общения», который направлен на формирование установок на конструктивное, творческое взаимодействие, конструктивное разрешение конфликтов, осознавание проблем мешающих творческому взаимодействию.
В рамках темы конструктивного разрешения конфликта был снят учебный фильм «От конфликта к сотрудничеству», где рассматриваются стили поведения в конфликтной ситуации и использование различных стилей позволяет конструктивно разрешать конфликтные ситуации, что способствует сохранению психологического здоровья». Толерантное общение