10 апреля 2008 года в лицее им. Н.И. Лобачевского, являющемся членом Ассоциации "Казанский университетский образовательный округ", прошел семинар - круглый стол для руководителей школ Республики Татарстан. Его тема - "Компетентностный подход как условие эффективного выявления, поддержки и развития одаренных школьников в диаде "Лицей - КГУ" (из опыта работы Казанского государственного университета и МОУ "Лицей им. Н.И. Лобачевского при Казанском государственном университете").
Организаторами выступили Институт развития образования Республики Татарстан, Муниципальное управление "Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования" г. Казани.
На встрече присутствовали представители Казанского государственного университета, Ассоциации "КУОО", руководители Городского информационно- диагностического центра, общеобразовательных школ городов: Лениногорска, Чистополя, Елабуги, Алькеевского, Азнакаевского, Рыбно-Слободского, Сабинского, Лаишевского и других районов республики.
Это уже не первое мероприятие на базе лицея, который гостеприимно распахивает свои двери для педагогов. Являясь в университетском образовательном округе экспериментальной площадкой для обмена опытом, лицей представляет собой школу нового типа, который в условиях интеграции науки и образования стремится находить и использовать новые возможности в создании условий для выявления и успешного развития одаренных детей Республики Татарстан
Открывая мероприятие, с приветственным словом выступила директор лицея им. Н.И. Лобачевского Елена Скобельцына. "С одной стороны, современное образование ставит цель полноценного развития ребенка - а с другой, весьма существенно ограничивает возможность ее решения. Сегодня образование меняет свою ориентацию - знаниевую на компетентностную. Таковы запросы мира труда, который поставил перед образованием вопрос о смене образовательных результатов. Важнейшей чертой современного процесса обучения является его направленность на формирование у школьников готовности не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Эти образовательные ориентиры и определяют сущность инновационных преобразований в обучении. Мы должны не только дать знания, но и научить ребенка адаптироваться в социуме.
Наши лицеисты обучаются не только в стенах лицея. Казанский государственный университет предоставляет нам для обучения лаборатории, например, по естественнонаучным дисциплинам. Таким образом, наш ученик проникается духом университета и ощущает себя почти студентом, что мотивирует его на активное получение знаний. Активное включение школьников в образовательную среду alma mater позволяет интегрировать формальное и неформальное (основное и дополнительное) образование, что соответствует современным мировым образовательным тенденциям. Каждый лицеист посещает элективные курсы, которые ведут профессора и преподаватели Казанского университета. Активное сотрудничество предполагает и участие ученых в жизни лицея, что дает здоровый импульс для подражания интеллектуальной элите ведущего вуза республики Татарстан", - констатировала Елена Германовна.
Продолжила тему семинара заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Алексеева. "Социализация школьников - это не только усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок. Это привитие ему нравственных ценностей, знаний, навыков, которые в дальнейшем позволят успешно функционировать в современном обществе, быть востребованным и реализовать себя не только в профессии, но и в социальном плане. Умение работать в команде оттачивает навыки коллективизма, ответственности, и участие в различных конкурсах позволяет показать уровень знаний, учит межличностному общению. Ядром интеграции в формате взаимодействия "Лицей КГУ" является развитие творческой активности детей, обеспечивающей мобилизацию их ресурсов (компетентностей) и обусловливает большие развивающие возможности", - обозначила она.
Учитель - профессия творческая, креативная. Наряду с быстро сменяющимися технологиями педагог должен накапливать опыт, подкрепленный новыми знаниями. Организующим началом каждого учителя лицея является повышение его компетенции. Для этого на базе лицея действуют научно-практические семинары, педагоги участвуют в конкурсах, грантах, регулярно обмениваются опытом на мероприятиях, организуемых Ассоциацией "Казанский университетский образовательный округ". Сотрудничество с ведущими специалистами Казанского университета стимулирует педагогов на самосовершенствование и повышение квалификации.
Далее выступила с докладом на тему "Олимпиадное движение как форма социализации лицеистов" учитель русского языка и литературы Гузель Хусаенова. "Одаренные дети обладают своеобразным, нестандартным мышлением и нуждаются во внимании взрослых. Как филологу, мне хотелось бы отметить, что для изучения литературы нужна особая виртуозность преподавания предмета. Необходимо прививать навыки культуры устной и письменной речи. Главное, научить ребят самостоятельно действовать, принимать решения, уметь находить компромисс в нестандартной личностной ситуации", - отметила она.
О проблемах социализации школьников в условиях реализации образовательного физико-математического профиля поделилась учитель Ольга Храмова: - "Отсутствие математической грамотности, неумение работать с текстом, с информацией порождает у детей чувство неуверенности в себе, в собственных силах. Одаренный ребенок зачастую инфантилен в социальных вопросах, но не умеет использовать свои знания, часто неадекватен, и чтобы помочь ребенку реализовать себя, надо к каждому ученику искать особенный, личностный подход".
Формат семинара позволил педагогам обменяться мнениями, поделиться своим видением решения проблем современного образования и рассказать о своих достижениях. В заключение встречи слушатели познакомились с собственной типографией лицея.
Являясь ведущим инновационным научным и методическим центром, лицей готов стать создать Центром одаренных детей при Казанском государственном университете.