9 марта 2008 года на базе гимназии N7 состоялся семинар "Многокритериальная оценка в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" как средство достижения нового качества гимназического образования". Это уже 4-е мероприятие, проводимое Казанским университетским образовательным округом в рамках постоянно-действующего консультативного стола "Школа - ВУЗ: возможности сотрудничества".
Открыла заседание приветствием депутат Госсовета, заместитель директора Института непрерывного образования КГУ Ирина Терентьева. "Наша встреча обусловлена не только необходимостью сотрудничества в рамках округа, но и потребностью развиваться дальше, накапливать и обмениваться новыми прогрессивными методиками обучения молодого поколения. Наше сотрудничество - это потребность профессионалов, неравнодушных и стремящихся к новому качеству образования, которое диктует нам двадцать первое столетие. Казанский образовательный университетский округ, как инструмент воплощения в жизнь национального проекта "Образование" являет собой гибкую, динамичную форму внедрения инновационных методов образовательных методик в жизнь", - отметила она.
Далее, начальник ГИДЦ Роза Шаяхметова в своем выступлении особое внимание уделила актуальности и своевременности приоритетного национального проекта "Образование". "Главный капитал современного развитого социально-экономического общества - это человек интеллектуально развитый и востребованный на мировом рынке труда. Поэтому сегодня как никогда актуально инвестирование в сферу образования. В рамках реализации проекта инициируются командировки по обмену опытом в различные страны Европы.
Одним из инновационных методов обучения является использование мобильных школьных кабинетов. Школьный кабинет - это компьютерное оснащение с программами преподавания различных дисциплин, например, информатики. Объявлены гранты на школьные кабинеты физики, химии, биологии. Главное - это готовность образовательных учреждений к эффективному использованию востребованных ресурсов", - подчеркнула Роза Искандеровна.
Выступление доктора философских наук, доцента КГТУ (КХТИ) Владимира Курашова было посвящено философии образования. "Философия позволяет посмотреть на проблему образования изнутри, вычленить суть. Обилие форм технического обеспечения и методики преподавания зачастую приводит к перенасыщению процесса обучения наглядностью и занимательностью, а ведь само живое общение учителя и ученика уникально. Конечно, мы все ратуем за инновацию, применение электронных носителей в образовательный процесс. Большую популярность сегодня завоевывают дистанционные методики. По сути, что есть учитель и ученик, - это единство и целостность образовательного процесса, так как учеба - это часто тяжелый и безрадостный труд. Школы, гимназии, лицеи - это особая субкультура, в которой формируется ученик, исходя из устоев и традиций данного образовательного учреждения. А жизнь, социум, носят, скорее прагматический характер, поэтому важно не потерять, а укрепить таинство аудиторного, личностного контакта учителя и ученика, причем преподавание не должно сводиться к проповеди", - обозначил он.
Доклад директора седьмой гимназии Любови Кочневой начался с вопроса "Фандрайзинг в сфере образования - это пиар или прорыв?". Ее доклад был насыщен интересными фактами, наполнен глубоким анализом и размышлениями. Аргументируя выступление, она продемонстрировала свое воплощение инновационной деятельности в гимназии. Присутствовавшие руководители образовательных учреждений смогли увидеть и участвовать в проведении видеомоста с бывшим учеником гимназии студентом Санкт-Петербургского университета Искандером Акишевым, победителем международного конкурса по информатике в Японии. Также была представлена видеоконференция с редактором газеты "Алтабаш" в Германии Венерой Вагизовой.
Школьное IP-телевидение познакомило участников семинара с телепроектом "Моя семья". В режиме on-line состоялась встреча с семьей известного татарского композитора Азата Хусаинова. В целях формирования креативности учащихся был подготовлен ролик "Портрет гимназиста" в формате телепередачи "Пока все дома" с одаренным учеником 9 класса Владиславом Староверовым. Театральный зал гимназии поразил собравшихся оригинальной формой рекламы романа Л. Толстого "Война и мир". Костюмированные мизансцены романа перекликались с исполнением народных песен.
Новое качество образования требует неразрывной взаимосвязи с партнерами по образовательной деятельности. "Мы сотрудничаем со многими вузами, но особенно хочется отметить в этой связи вклад Казанского университета. Сегодня можно с уверенностью заявить, что Казанский университет - это бренд. Многолетний опыт взаимодействия с лучшим вузом республики доказывает, что только фундаментальное, классическое образование дает ту основу, на которой строится дальнейшее элективное обучение. Образование молодежи невозможно без принуждения. Труд ученика не может всегда быть удовольствием и радостью. Радует, что современная молодежь отличается нестандартным мышлением, мобильностью, восприимчивостью к инновации. Эти качества сегодня и определяют новые критерии гимназического образования. Мы должны дать не только базовое образование, но и привить нравственные и этические принципы, сформировать бизнес-мышление. Используя возможности профильного обучения, наша гимназия создала бизнес-компанию "Зилант", разработали свой бизнес-план в сфере внутреннего туризма. Гимназисты прошли обучение, имеют сертификаты и могут проводить экскурсии для школьников 4-7 классов по Казанскому Кремлю.
Современная система образования доказывает необходимость выявления в процессе обучения потенциальных лидеров и использования их творческого потенциала. Инновацией выступает в гимназии система школьного самоуправления. Раз в неделю администрацию школы представляют ученики. Сегодня Вы можете быть свидетелями предвыборных дебатов. Каждый класс гимназии оснащен системой видеонаблюдения, которая позволяет курировать учебную и общественную деятельность. В своей работе школа опирается на родительский коллектив. Силами родительского комитета создан общественный фонд, из которого премируется и педагог, и ученик. Потому что необходимо сообща выстраивать образовательную и жизненную траекторию гимназистов", - заключила Любовь Петровна.
Программа мероприятия включала в себя и практическую часть. Представители образовательных учреждений могли участвовать на мастер-классах по татарскому и русскому языках, на уроках по физике, химии, биологии.
Возможности учебного кабинета для прикладной направленности по обучению русскому языку продемонстрировала учитель высшей категории гимназии N7 Татьяна Мухина. Она разработала учебные пособия, которые отвечают реальным запросам ученика и носят не обязательный, а рекомендательный характер. Каждый ученик имеет на электронном носителе и в бумажном варианте авторский тематический материал по орфографии и сложным примерам. Контрольные работы в 36 вариантах помогают подготовиться к экзаменационным испытаниям по ЕГЭ.
Особое восхищение вызвало посещение лингафонного кабинета, где проводится личностно-ориентированное обучение английскому языку с использованием информационно-коммуникативных технологий. Сегодня изучение иностранных языков не только норма, но и требование жизни, а английский язык является средством международного общения. Лингафонный кабинет гимназии совсем еще молодой, ему всего полгода. Оснащение кабинета дает возможность ученику самостоятельно шлифовать, как знание грамматики, так и фонетики языка.
В целях воплощения в жизнь приоритетной национальной программы "Образование", следует отметить, что его выполнение напрямую зависит от стабильности, профессионализма, креативности педагогического коллектива.
В целях повышения квалификации гимназия N7 организовала в дни семинара мастер-классы и многочисленные научные лектории для учителей-предметников округа.
В заключение мероприятия все участники семинара определились в едином мнении, что формула успешности образования заключается в цикличном взаимодействии - ученик - семья - гимназия - учитель - социум. Презентация.