Образование. Важнейшая и неотъемлемая сфера человеческой деятельности. Это не только система образовательных учреждений и гарантированное Конституцией право на образование. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Реалии сегодня таковы, что система подготовки педагогических кадров требует переосмысления всей системы переподготовки и повышения квалификации учительского корпуса.
12 мая в Казанском федеральном университете состоялся круглый стол на тему «О перспективах подготовки педагогических кадров и повышении их квалификации в условиях Казанского федерального университета».
В совещании приняли участие руководители школ, гимназий и лицеев, представители Татарского государственного гуманитарно-педагогического и Елабужского государственного педагогического университетов.
Открыл мероприятие проректор по образовательной деятельности КФУ Рияз Минзарипов: «Цель нашей встречи – обсудить пути решения педагогических проблем, услышать ваши предложения. Для нас это очень важно, особенно с учетом присоединения двух университетов. Сложность поставленных задач определяется еще и тем, что при Казанском университете организуется образовательный кластер, куда войдут 13 учреждений среднего специального и начального профессионального образования. На нас налагаются серьезные обязанности, так как специалист, которого мы готовим, должен отвечать всем современным требованиям. Поэтому хотелось бы познакомиться с вашей точкой зрения на проблему повышения квалификации и переподготовки учительского корпуса».
«Хочется начать сообщение с подготовки молодых учителей. Мягко говоря, она оставляет желать лучшего, так как новоиспеченные специалисты не знают психологии и возрастные особенности учеников. Кроме того, вся работа в школе нацелена на среднего ученика, а это, на мой взгляд, абсолютно неоправданно, - высказала свое видение проблем директор татарской гимназии №2 им. Ш. Марджани Камария Хамидуллина. – Вся работа учителя сводится к работе на компьютере – подготовка к уроку, презентации. Но как нам освободить время для работы педагога с учеником?»
«Еще я хотела заострить ваше внимание на такой проблеме, - продолжила Камария Зиннуровна. – Сейчас создано очень много мультимедийных материалов, печатных источников для учителя. Но все они безадресны. Никто не создает методическое сопровождение для конкретного учителя, конкретного класса. Поэтому, надо учить педагога создавать свое методическое сопровождение, а в программу обучения студентов надо включить проектную деятельность по созданию материальных носителей для обеспечения учебного процесса. Кроме того, педпрактику надо в корне изменить».
Далее слов взяла директор гимназии №6 Ольга Баклашова: «Меня очень волнует проблема старения педагогических кадров. Например, уже сейчас мне нужны учителя-естественники. По физике, химии, математике. Доходят ли наши выпускники педагогических вузов? Какая мотивация у таких выпускников и как мы можем их привлечь в школы? Я предлагаю «удлинить» сроки практики по естественнонаучным дисциплинам».
Острую тему переподготовки подняла директор гимназии №7 Любовь Кочнева: «Должна быть альтернативная система переподготовки, чтобы учитель мог сам выбрать курсы с получением сертификата. Если говорить о подготовке всех категорий педагогов. То акцент надо делать не на менеджерство, а на методику преподавания. Не будет ее, не будет ключа к высокому профессионализму. Это самое важно для всех категорий. Затем, сама переподготовка должна носить дифференцированный характер. Нельзя смешивать разные категории учителей – молодых и с опытом работы, недопустимо и преподносить материал одним языком».
Затем она подняла вопрос о подготовке кадров для начальной школы, отметив, что лучше педагогического колледжа никто не готовит таких специалистов. «Так скрупулезно не подготовит учителей начальной школы и групп продленного дня ни один вуз. Хотя, если говорить об учителях предметниках, например, математиков, то здесь надо подключать академическую науку. Хотим мы, не хотим, но надо профессуру подтягивать, - подчеркнула Любовь Петровна. - Что касается подготовки учителей в целом, то надо готовить отдельно учителей общеобразовательных школ, учителей лицеев и гимназий, так как мы имеем разный обучающий контингент. То есть учителю общеобразовательной школы не надо слишком много времени уделять проектной деятельности, детально прорабатывтать модель подготовки учителя, ориентированного на талантливого ученика. Если все образование в куче, как сейчас есть, мы с вами останемся в завтрашнем дне».
Коллегу поддержала директор Центра образования №178 Венера Хайрутдинова: «У каждой школы своя миссия, у инновационной - одна, у обычной другая. Нужно сегодня готовить студентов к тому, в какой школе он бы хотел работать. Но это не значит, что в обычной школе не учатся замечательные ребята». Далее обсуждение коснулось стажерских площадок. «Обучение студентов к работе в школе – дело очень кропотливое и требует особо тщательной подготовки. Но, если в этом случае обеспечить материальное стимулирование данной деятельности, то любая школа будет бороться за то, чтобы ей доверили и сделали стажерской площадкой. Причем, здесь надо, чтобы практика студентов была активной. Тогда и молодые учителя и те, которые проходят переаттестацию, получат больше пользы», - отметила Любовь Кочнева.
Вопрос подготовки руководящий кадров для средних учебных общеобразовательных учреждений – вопрос очень своевременный. Если раньше существовал Институт резерва, то сегодня такой категории нет. Все присутствующие коллеги были единодушны – особый акцент надо сделать на курсах повышения квалификации в этом направлении, выделив, что переподготовка должна быть модульной: «Можно использовать стажерские площадки зарубежные. Хотя кому-то достаточно, к примеру, Казани, других городов Российской Федерации. Да и сами можем принимать взаимообразно».
Далее поступило предложение о проведении опроса на тему «Куда деваются наши выпускники?». В большинстве своем участники ратовали за возврат системы распределения (3года) и принятие на работу в школы «целевиков» на договорной основе.
Свое видение представила руководитель лицея №5 Гузель Рахматуллина: «Может, перед поступлением в педагогический вуз проводить тест на профессиональную пригодность? Как делают, например, в военных училищах, чтобы не получилось так, что, отработав полгода, понять, что учительство – это не мое призвание. Нужен большой-большой тест из 500 -600 вопросов. Еще мне хочется затронуть такой вопрос. Вопрос сессии молодых специалистов. Как правило, она охватывает время, когда школа «горит» - конец четверти и т.д. Сессии ломают рабочий график. Почему школа должна подстраиваться под них? Мы не очень заинтересованы в таких кадрах, это касается и аспирантов, которые приходят на 2-3 года. Конечно, наука тоже нужна. А как быть учебному заведению?».
Венера Хайрутдинова остановилась также на проблемах подготовки и работе с молодым педагогом: «Мы говорим из наших образовательных «окопов», молодому учителю необходим модуль по тренингам, модуль, включающий ситуативную практику. Например, «А что бы ты сделал, если…». Далее она подчеркнула острую необходимость получения экономических и юридических знаний: «Сегодня в новых условиях хозяйствования, когда существует подушевое финансирование это необходимо. Нужны не просто разовые встречи с экономистами и юристами».
В своем выступлении директор педагогического колледжа Анфиса Залялова рассказала о ступенчатой подготовке учителей начальных классов. По словам Анфисы Григорьевны, колледж готовит узконаправленных специалистов: «Мы практикоориентированно работаем всю свою жизнь. С педуниверситетом мы работам давно и плотно, с коллегами разработаны сквозные планы. В отличие от средней школы, распределение у нас не отменялось никогда. Наш выпускник мотивирован на работу в образовательном учреждении и распределение у нас стопроцентное. Теперь, в образовательном кластере вместе с Казанским университетом будем сообща решать свои задачи. Образовательный кластер при КФУ – это та форма, которая позволит нам действительно подготовить практико-ориентированного специалиста. Мы готовы определить совместную траекторию деятельности».
Далее директор колледжа поведала о том, что на их базе можно начинать сбор бонусной системы, определяющей качественный уровень учителей начальных классов. «Мы уже сейчас выехали в республику, плотно взаимодействуем с селом, но этого недостаточно. Дальше будет работать университет, разрабатывать авторские программы», - продолжила выступающая. В соответствии с общей темой круглого стола Анфиса Григорьевна предложила более тесно сотрудничать с университетом: «Специфика нашего учреждения такова, что мы не только сами создаем учебные планы на основе новых стандартов, но и свое методическое сопровождение. Если бы эта работа была организована вместе с университетом – было бы здорово. Нам нужны и лицензии внешние, нужна и экспертиза. Это очень большая работа, мы готовы прямо сейчас приступить».
Далее директор колледжа поведала о том, что на их базе можно начинать сбор бонусной системы, определяющей качественный уровень учителей начальных классов. «Мы уже сейчас выехали в республику, плотно взаимодействуем с селом, но этого недостаточно. Дальше будет работать университет, разрабатывать авторские программы», - продолжила выступающая. В соответствии с общей темой круглого стола Анфиса Григорьевна предложила более тесно сотрудничать с университетом: «Специфика нашего учреждения такова, что мы не только сами создаем учебные планы на основе новых стандартов, но и свое методическое сопровождение. Если бы эта работа была организована вместе с университетом – было бы здорово. Нам нужны и лицензии внешние, нужна и экспертиза. Это очень большая работа, мы готовы прямо сейчас приступить».
Профессор КФУ Валентин Андреев предложил в образовательной деятельности усиливать проектно-творческую деятельность: «Если творческий потенциал заложен, то молодому специалисту будет легко адаптироваться в любой ситуации. А если его нет… Нет ни одного алгоритма, ни одной педагогики, которая была бы универсальна. Учитель всякий раз любую ситуацию адаптирует на себя. То есть он должен самосостояться и саморазвиваться». Далее он порекомендовал ввести сертификаты творческих достижений учащихся и студентов, разработать систему договорных отношений факультетов и кафедр с определенной школой и посетовал на то, что сейчас часы, отведенные на преподавание педагогики и истории педагогик, урезаны в 2 раза. «Я удручен нынешней ситуацией в образовании. Мы все делаем на пальцах. Нам в университете надо создавать Центр мониторинга качества образования и Ресурсный центр инновационных технологий. Чтобы было финансирование, и специалист уходил от нас с набором методик. Было бы замечательно, если можно было отслеживать и инновационную, и творческую составляющие. В мониторинге нужно отражать динамику всех процессов», - заключил Валентин Иванович.
Далее в обсуждение включились коллеги из Елабужского государственного педагогического университета, которые отметили, что Казанский университет имеет огромные возможности, аккумулируя в своем лице самое большое число высококлассных специалистов. «Предлагаем такую версию – если мы не можем отбирать студентов при входе, мы можем отбирать внутри. Сейчас в ЕГПУ успешно работает проект «Учитель нового поколения». Наиболее талантливых студентов, начиная с 3 курса – мы представляем им в счет внебюджета дополнительные курсы по педагогике, психологии, тренинги, по ИКТ. Вот по этому пути мы можем вполне пойти. Заниматься повышением компетентности тех студентов, которые пойдут в школу», - отметил Владислав Виноградов.
Затем поступило предложение уйти от существующей системы переподготовки педагогических кадров и привлекать большее число специалистов, в том числе и зарубежных, чтобы у педагога был выбор по тем специальностям, по которым есть проблемы. Также большую заинтересованность у аудитории вызвала версия организации фестивалей, мастер-классов, включенных в систему повышения квалификации с последующей выдачей сертификатов. Проректор по дополнительному и заочному обучению ЕГПУ Елена Мерзон отметила оторванность Министерства образования и науки РТ от потребностей школы и рассказала о системе выездных курсов повышения квалификации. «Мне кажется, что эти курсы малоэффективны. Лучше, чтобы они были стационарными и включали в себя общую культурную подготовку, с посещением театров и музеев, - высказалась Елена Ефимовна и поделилась опытом работы Ресурсного центра ЕГПУ. - Наш проект оказался очень успешным, дал хорошие результаты в плане подготовке к ЕГЭ, мы готовили открытые уроки, телеуроки, обладающей системой обратной связи. Проводили проверки компетентности учителя в он-лайн режиме. Сейчас эта система больше усовершенствовалась. Если есть такой интерес - мы готовы принять желающих у себя в Елабужском университете».
Декан факультета психолого-педагогического образования ТГГПУ Венера Закирова в своем сообщении остановилась на технологиях, которыми занимается ТГГПУ. «У нас есть уникальная образовательная программа, которая готовит не только преподавателей дошкольной подготовки, но и руководителей. По этой программе выпускается организатор-методист дошкольного учреждения. Это уже готовый руководитель детского садика». Далее декан осветила проблемы курсов повышения квалификации для педагогов дошкольного и начального образования, высказав пожелание создавать не монопрограммы, а включать в программу переподготовки несколько специальностей. «Это особенно важно для села», - обозначила Венера Гильмхановна.
Также она коснулась темы комплексного и деятельностного подходов в программах переподготовки. «Программ создано много, а учебно-методического, дидактического обеспечения нет. Мне кажется, в рамках федерального университета мы должны продумать механизмы создания и работы над учебниками, которые обеспечивали бы реализацию вот таких подходов. Очень поддерживаю идею договорных отношений. В отношении педагогической практики я хотела бы призвать вас не отказываться от студентов. Здесь, правда есть одна сложность. Когда студент приходит на практику, то учитель, к которому он закреплен, начинает подлаживать его под свой индивидуальный педагогический почерк. Желательно, чтобы наставник увидел его индивидуальность и направил в нужное русло. Надо научить его собственному педагогическому видению», - высказала «болевые точки» декан ТГПУ.
Обсуждение проблем вызвало оживленную дискуссию, и все участники круглого стола были единодушны: «Сегодня в системе образования есть серьезные минусы: отсутствие реальной свободы выбора содержания, времени, места и форм повышения квалификации; присутствие устаревших и пассивных форм. Требуется грамотная корректировка системы повышения квалификации и переподготовка, проявление профессионального предвидения и терпения».
Поводя итоги совещания, Рияз Гатауллович поблагодарил всех собравшихся: «Спасибо на неравнодушное обсуждение наших проблем и перспектив. Главное – это содержание образования. Думаю, что надо взвешенно подойти к нашим дальнейшим действиям, пристальное внимание обратить на дошкольное и начальное образование, основательно изучить имеющийся опыт в этом направлении, изучить всю документацию. У нас есть наши базовые школы - лицей при КГУ, гимназия № 7, Центр образования № 178, татарская гимназия № 2, которые можно сделать базовыми и для повышения образования. Есть еще одна идея - создать университетский Центр подготовки и переподготовки педагогических кадров. При выработке дальнейшей траектории учтем все прозвучавшие мнения и предложения».