— Почему вы выбрали программу "Интеллектуальная робототехника"?
Изначально я не ставил себе цели стать робототехником. Про Айзека Азимова и Карела Чапека я ничего не знал. И что такое интеллектуальная робототехника, я узнал сильно позднее своего поступления в магистратуру. Можно сказать, что выбор программы был скорее интуитивным, и мне сложно сказать, определило ли место вуз или вуз определил место пребывания. Как это часто бывает, после окончания бакалавриата я мало понимал, куда дальше двигаться, но точно знал, что хотел бы продолжить программировать и заниматься математикой. На самом деле, тогда это был скорее челлендж, переезд в другой город, в другой регион, новая область знаний.
Сегодня я выбираю робототехнику, потому что это интереснейшая область знаний, сочетающая программирование, мехатронику, электротехнику, математику. Я вижу перспективы своего развития в этом направлении и большой потенциал для применения разработок в различных сферах человеческой жизни.
— Что понравилось в обучении?
Во-первых, взаимодействие с реальными роботами – работа с промышленным роботом KUKA KR 3 и антропоморфным роботом OP3. На мой взгляд, обучение управлению роботом, написанию программного обеспечения – это уникальный опыт, возможный только в стенах института. Во-вторых, конструирование и программирование собственных роботов из LEGO. Несмотря на отсутствие применения таких роботов в реальной жизни, это дает базовое понимание того, как робот устроен, какие кинематические и динамические характеристики имеет, как вычислять одометрию робота, строить маршруты движения, учитывая ограничения датчиков и шасси. В-третьих, работа с датчиками роботов и контроллерами. Это с одной стороны не требует глубоких знаний в схемотехнике и электротехнике, с другой – дает представление о том, как устроен датчик, какие показания выдает, каким образом их обрабатывать и как использовать для восприятия роботом окружающей среды. В-четвертых – изучение фреймворка ROS (Робототехническая Операционная Система). Владение этим инструментом является основой для программирования роботов.
— Какими навыками нужно обладать для поступления?
Необходимо иметь базовые знания языков программирования Python и C++, поскольку почти все профильные предметы подразумевают написание кода. Базовые знания линейной алгебры необходимы для работы с линейными преобразованиями – расчета прямой и обратной кинематики робота, положения робота и т.д. Минимальные знания английского языка необходимы для работы с источниками, с лекционным материалом. Нужно быть готовым к тому, что русскоязычная литература по теме робототехники очень ограничена.
— Насколько реально поступить и учиться абитуриенту, который раньше не был никак связан с робототехникой?
Я думаю, здесь ситуация похожа на другие специальности. Если человек имеет опыт работы с кодом или готов развиваться в программировании, он справится с учебной программой. Самое важное, на мой взгляд, точно выбрать направление и тему своего исследования, чтобы со старта магистратуры начать писать диссертацию, выстроить структуру, сделать качественный литературный обзор и по мере освоения материала дополнять и уточнять цели и задачи своего исследования.
— Как проходят занятия?
Занятия проходят в форме лекций и практик. После каждой лекции как правило, выдается домашнее задание по пройденному материалу. На практике магистры показывают свои наработки в виде кода, или презентации, или демонстрации работы робота с разработанным ПО. По дисциплинам с LEGO в конце семестра также проводятся соревнования, где победитель получает максимальный балл за предмет.
— Расскажите о своей магистерской диссертации. Как происходил выбор темы?
Основная идея моей магистерской работы заключается в распознавании отражающих объектов лазерным дальномером. Эта задача является частью более обширной проблемы – локализации и картографирования робота при наличии помех. К текущей теме диссертации я пришел не сразу, изначально я исследовал картографирование по данным разнородных датчиков, поскольку хотел заниматься проблемой SLAM. Тема была выбрана из списка предложенных научным руководителем. По мере изучения литературы стало ясно, что исследуемая проблема слишком обширна. Поэтому было принято решение остановиться на факторах, которые мешают эффективному картографированию местности. У большинства других студентов ситуация примерно такая же – все начинают с темой, предложенной научным руководителем; затем, по мере изучения существующих решений, тема уточняется и становится более узкоспециализированной. Редко, кто приходит уже со своей темой – обычно это те студенты, у которых уже имеется большой предыдущий опыт и знания в робототехнике, например, если они заканчивали бакалавриат по робототехнике.
— Чем планируете заниматься после окончания обучения?
После окончания магистратуры я планирую поступить в аспирантуру и дальше развиваться в робототехнике.
— Зачем нужна магистратура?
В широком смысле магистратура – это возможность углубить свои знания в изучаемых дисциплинах. Магистратура является хорошим стартом для будущих аспирантов и в целом людей науки. Конкретно наша магистратура является отличной точкой входа в робототехнику, как для дальнейшего развития в стенах института, так и для работы на предприятии.