Немецкий язык - второй после английского по востребованности в России. Его выбирают чаще всего в качестве второго иностранного языка и в школах, и в вузах. Почему?
Как немецкий язык может помочь в построении карьеры, какие возможности для немецкоговорящих студентов есть в КФУ и как эффективно воспользоваться всем тем, что предлагает родной университет, - об этом рассказывает в интервью заведующая Немецким центром ЦРК UNIVERSUM+ ИМО КФУ Ольга Донецкая.
- Немецкий язык и вправду такой востребованный?
- Безусловно. В настоящее время немецкий язык изучают более 15 миллионов человек в мире. Большинство из них проживает в Европе - около 9,3 млн человек. Каждый десятый школьник в этом регионе мира выбрал немецкий для изучения в качестве иностранного.
Второй регион по количеству изучающих немецкий язык - это страны СНГ: здесь его изучают более 2,5 млн человек, из них 45 процентов - в России. Вроде бы не так много. Но надо понимать, что в нашей стране иностранные языки изучает очень небольшая часть населения - от 15 до 17 процентов. Ситуация постепенно меняется, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Одна из причин - процесс изучения языка очень ресурсоемкий.
Тем не менее молодежь уже понимает, что такие инвестиции в себя оправдываются непременно. Знание иностранных языков издавна считалось неотъемлемым признаком высокой культуры. В эпоху правления Петра I изучение иностранных языков становится обязательным в образовании дворянских детей. А. Пушкин знал около 16 иностранных языков, Л. Толстой - тоже около 16, М. Ломоносов - 11, А. Грибоедов - 9, Н. Чернышевский - 9, И. Крылов - 5, Ф. Достоевский - 3.
И во всех случаях одним из языков был немецкий. И в настоящее время немецкий язык занимает первое место среди иностранных языков, выбираемых в качестве второго иностранного, - и в Европе, и у нас.
- Чем же обусловлена такая популярность немецкого языка?
Немецкий язык во всем мире имеет статус ключевой компетенции, необходимой при построении успешной профессиональной карьеры. Это второй по значимости и распространенности после английского язык в науке.
Кроме того, в Германии, как ни в одной другой стране мира, есть очень много фондов, грантов, стипендиальных программ для самых разных категорий граждан: для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей, молодых ученых, ученых маститых.
Направления самые разные: это и естественнонаучные специальности, и гуманитарные. Очень много программ для экономистов, юристов, журналистов, историков, германистов. Собственно, бесполезно перечислять. Легче сказать: практически каждый может найти программу в соответствии со своим профилем и задачами.
Стипедии могут быть краткосрочными (на пару недель) и на несколько лет. Они могут покрывать расходы частично или полностью. Они могут быть выделены и на научные цели, и на образовательные, на прохождение практики или стажировки, на участие в отдельных проектах.
Стипендии присуждаются государственными и частными фондами, фирмами и предприятиями, союзами и ассоциациями, партиями и прочими объединениями. Есть совместные стипендии - например, ДААД и Министерства образования и науки Республики Татарстан: "Николай Лобачевский", "Евгений Завойский". То есть эти стипендии предназначены именно для татарстанского студенчества, что значительно повышает шансы получить их.
- Во всем этом многообразии сможет ли разобраться простой студент?
- Вы правы, подчас это нелегко. Именно поэтому Департамент внешних связей университета часто проводит презентации различных программ. Недавно в КФУ состоялась презентация ДААД - крупнейшего государственного фонда Германии. Студенты всегда могут прийти на консультации к специалистам ДВС, в офис ДААД. Да и у нас можно получить подробную консультацию.
Более того, мы предлагаем помощь студентам в этом направлении и своими образовательными программами: например, у нас можно пройти курс подготовки к международному тесту DaF и подготовки к собеседованию для участия в стипендиальных программах (последняя - по запросу). Важно, чтобы студенты сначала ознакомились с информацией на сайтах Департамента внешних связей, ДААД, ЦРК UNIVERSUM+.
Все стипендиальные программы подробно описываются, из объявлений становится почти все ясно: для кого данная программа, какие документы надо представить, до какого срока, каков размер стипендии и т.д. И только после внимательного прочтения стоит обращаться за устной консультацией.
- Есть ли рецепт успешного участия в конкурсах на получение стипендии?
- Наверняка ожидается ответ: "Универсального рецепта нет и быть не может". Однако он есть. И он весьма прост: берем адреса сайтов, штудируем их, не жалея времени; определяемся с требованиями для участия и проверяем себя на соотвествие им; устраняем пробелы. Всё. Важно грамотно и убедительно заполнить документы. Иногда также требуется пройти устное собеседование.
Всему этому мы учим в рамках образовательной программы "Подготовка к собеседованию для участия в стипендиальных программах". Хотя в название вынесена только устная часть, на самом деле подготовке документов также уделяется большое внимание. Важно, что всему этому учат не теоретики, а специалисты, которые сами многократно получали различные стипендии, участвовали в международных проектах и программах.
- Одним словом, шанс получить стипендию немецкого фонда реален?
- Конечно. Есть типичные ошибки соискателей. Главное - их не делать. Это касается, прежде всего, мотивационного письма / устного обоснования своих целей. И соответствовать требованиям, прописанным в информационном письме. Кроме формальных критериев (возраст, курс, направление подготовки) это, как правило, хорошая успеваемость и хорошее владение немецким языком (для некоторых программ - и немецким, и английским).
Выделю еще один пункт: активность. Ваше CV должно отразить, что вы участвуете в жизни вуза (группы, своего города и т.д.), имеете научные и другие интересы, что вы - ответственная и целеустремленная личность.
- В наше время активно развиваются и становятся все более доступными технологии автоматического перевода. Так, может быть, скоро совсем отпадет необходимость изучать иностранные языки?
- Рекомендую прочитать эту статью. В ней специалисты компании ABBYY дают квалифицированные разъяснения по этому поводу. Главная идея - даже в эпоху искусственного интеллекта проблематика изучения иностранных языков не снимается. Потому что "очень маловероятно, что эти технологии станут доступны широкому кругу потребителей в обозримом будущем".
Кроме того, говорится о том, что автоматические переводчики не могут передать культурологические и психологические особенности языка: гораздо сложнее убедить делового партнера, общаясь с ним через призму сознания переводчика или машины.
Новый язык – это новый способ мышления. Поэтому изучение второго языка развивает мозг. Известно, что дети-билингвы в целом лучше адаптируются к новым обстоятельствам, а способность говорить на двух языках у взрослых часто коррелирует с развитыми аналитическими способностями.
- Действительно ли так важно получить стипендию на обучение в другой стране, в частности в Германии?
- У всех нас разные планы, семейные и прочие обстоятельства. Но в целом, на мой взгляд, очень важно. В вашем вопросе два аспекта: важно ли поучиться хотя бы семестр в другой стране и финансовая составляющая. Если студент решает, что ему важно провести семестр или более в зарубежном вузе, то стипендия дает ему возможность реализовать свою мечту, не обременяя родителей в денежном плане. А вот насколько важно для конкретного человека в конкретной ситуации - этот пункт надо рассмотреть с разных сторон и обсудить и в семье, и с научным руководителем, и в деканате.
Мой многолетний опыт говорит о том, что учеба в зарубежном университете дает молодым людям очень-очень много. Они быстрее взрослеют, узнают много нового, начинают более широко смотреть на многие вещи, становятся ответственнее и самостоятельнее. Думаю, что это очевидные, всем хорошо известные вещи. Надо добавить, что наличие той или иной, а тем более престижной стипендии - важное дополнение к портфолию молодого специалиста.
Обучаясь за рубежом, молодые люди выстраивают сеть очень важных профессиональных и личных контактов, которые пригождаются потом в течение всей жизни. Студенты отмечают, что обучение в другой стране не только расширяет горизонт в плане изучамых предметов, но и развивает такие компетенции, как умение ставить цели, распределять время, формулировать мотивацию, убеждать, устанавливать и правильно поддерживать контакты, очень сильно повышает дискуссионную культуру.
Есть еще одна тенденция: получив одну стипендию, студенты обязательно стремятся к участию в другой программе. У них вырабатываются определенные навыки, так что получение каждой следующей стипендии дается им все легче и легче. Надо ли говорить, что это бесценный опыт, который будет востребован всегда.
Я до сих пор получаю те или иные стипендии, хотя моя дочь уже давно закончила университет. Я уже и не представляю своей жизни без всего этого. Что никогда не может надоесть - так это учиться и развиваться.