Научная библиотека Казанского федерального университета ежегодно оформляет подписку на электронную базу данных. Какие возможности она открывает для студентов, аспирантов и ученых вуза?
Об этом мы поговорили с директором библиотеки Евгением Струковым.
– Евгений Николаевич, начнем, пожалуй, с ликбеза: расскажите, пожалуйста, что собой представляет эта база данных?
Речь на самом деле идет не об одной базе данных, а о целом блоке, совокупности баз, которые называются электронными ресурсами. Они представляют собой результат работы, как правило, ведущих издательств, специализирующихся на выпуске научной литературы, причем речь идет и о книгах, и о периодических изданиях.
Тут же бывают представлены ресурсы реферативного характера, где приводится информация о том, что в конкретной статье написано, кто ее автор, где она опубликована. Что ценно, у реферативных электронных баз данных есть возможность сразу, при наличии соответствующих ссылок, перейти на полный текст статьи. Еще один элемент, который тоже является очень важным при работе с реферативными электронными базами данных: кроме аннотации, приводится и библиографическая информация, то есть ссылки на статьи, которые автор использовал в своей работе. Почему это важно? Потому что на основе этой информации вычисляется так называемый индекс цитирования, который характеризует качество данной работы: чем больше на нее ссылок других исследователей, тем, соответственно, выше авторитет данного исследования. А на основе этого индекса, как правило, формируются различного рода рейтинги, в том числе и рейтинги организаций, в которых эти люди работают. Поэтому для университета является важным показателем, насколько активно работают с этой информацией его сотрудники, ученые, насколько активно они публикуются. Это очень серьезный инструмент для оценки качества творчества научных сотрудников.
Это не все ресурсы, бывают источники, которые содержат полнотекстовые книжные издания. Это базы, которые формируют ведущие издательства мира.
– Подписка, насколько нам известно, дорогостоящая. Оправдывают ли себя эти расходы?
– Мы в этом 2012 году потратили на подписку 16 млн. рублей и, конечно, заинтересованы в том, чтобы деньги имели определенную отдачу.
Подписку мы рассматриваем с двух точек зрения. С одной стороны, университет обязан предоставить своим научным сотрудникам возможность доступа к внешней информации, которая необходима для исследовательской деятельности. А с другой… Мы ведь как привыкли думать? Где можно раздобыть самую свежую информацию научного плана? Конечно, в периодике! И ищем печатный журнал. Так вот, знайте, что в электронных базах данных тексты статей выкладываются раньше, чем они увидят свет в печатном варианте. Пока журнал выйдет в свет, пока он дойдет до библиотеки… Доставка, подписка – это все тоже недаром. Идентично обстоят дела и с книгой: она еще только проанонсирована в печати, а в электронной базе уже полный текст есть, такая возможность называется «In Press» (в печати).
Одним словом, электронные базы данных – это исключительно серьезный инструмент, который позволяет идти в ногу со временем.
– Как работать с этими базами?
– Очень просто! С любого компьютера, который находится в сети университета, есть доступ к этим ресурсам. Никуда ходить не надо, на сайте Научной библиотеки есть раздел «Электронные ресурсы», в котором представлен весь перечень ресурсов.
Если возникают сложности, сектор электронных ресурсов библиотеки готов оказать консультационную поддержку по телефону или в компьютерном классе, на конкретном примере. Внутри университета, там, где доступен сервис Wi-Fi, тоже можно без проблем выйти на электронную базу данных. На самом деле, это очень удобный механизм, ведь тексты статей можно не просто прочитать с экрана, но и скачать на свой компьютер, распечатать.
Во всем этом деле есть только одна маленькая проблема - большинство этих ресурсов англоязычны. Речь идет о мировых изданиях и публикациях, и материалы в них, естественно, представлены на языке международного общения.
– Для кого-то это отнюдь не маленькая, а очень даже серьезная проблема!
– Тексты на русском языке тоже представлены, но не в большом количестве. Это журналы, которые издает Академия наук РФ, вот они имеют две версии: русскую и английскую. А тем, у кого проблемы с английским языком, сообщаю: есть российский аналог – научная электронная библиотека eLIBRARY, к который мы тоже имеем доступ. В ней представлено около 7000 наименований российских журналов, из которых более 2300 – полнотекстовые. Половина из них находится в свободном доступе, еще 240 наименований входят в подписку Казанского университета.
– А какое количество информации содержит западная электронная база?
– Она, конечно, намного больше. Базы данных, доступ к которым мы имеем, охватывают не только новейшее время. Некоторые из них имеют глубину до первого номера. К примеру, представлены в цифре все номера журнала, который издается с 1800-х годов.
– Прямо сокровищница раритетных изданий получается! И в архивах не нужно рыться, тратить время и деньги, так?
– Об этом и речь. Как я уже говорил, электронные базы данных очень мощный инструмент для современного исследователя. Архивы есть и у русскоязычных баз данных, они намного скромнее - глубина их насчитывает до пятнадцати лет.
– Евгений Николаевич, что скажете о самом содержании электронных баз?
– Большая часть ресурсов отражает естественные и точные науки: физику, химию, биологию, математику, некоторые технические науки. Однако нельзя недооценивать значение электронных баз данных для гуманитариев. Так, среди 2000 полнотекстовых журналов, представленных в базе данных издательства «Эльзевир», более 400 – это журналы по гуманитарным и социальным наукам. На практике так сложилось, что публикации российских ученых, работающих в этих направлениях, в западных изданиях встречаются крайне редко, и наоборот. Отчасти это происходит из-за разных подходов к исследованиям. Не секрет, например, что западная экономическая теория и российская трактовка несколько расходятся.
Но для тех, кто занимается серьезной исследовательской деятельностью, я считаю, методологические воззрения не преграда, знать, что люди пишут за рубежом, им также необходимо. Вот поэтому мы сейчас активизируем гуманитарную часть научной команды вуза, которая в процессе создания федерального университета сильно приросла научными кадрами.
– И насколько активно в Казанском федеральном университете обращаются к помощи электронных баз ученые и студенты?
– Мы предоставляем доступ для университета в целом, поэтому процедура персональной регистрации не предусматривается. Но есть статистика по стране. В России доступ к этим ресурсам предоставляется национальным электронным информационным консорциумом НЭИКОН. Это некоммерческая организация, которая организует подписку для всей страны в целом по оптовым ценам, и, кстати, благодаря этой коллективной подписке мы получаем пакет определенных ресурсов бесплатно.
НЭИКОН сам ведет учет, с какой интенсивностью происходит взаимодействие с ресурсами из той или иной организации. Если брать статистику Казанского университета за 2011 год по количеству обращений к базе данных издательства «Эльзевир», КФУ находится на 7 месте в общем списке из 50 организаций.
– А если посчитать по деньгам, это выгодная услуга для конкретного пользователя?
– Давайте посчитаем. За прошлый год было примерно 48900 обращений к этому ресурсу, а стоимость пользования им 8,5 млн. руб. Получается, что каждое обращение обошлось примерно в 200 руб. Но если прикинуть, сколько средств пришлось бы потратить на покупку печатных журналов и книг (не говоря уже о том, сколько места понадобится, чтобы их хранить!), стоимость их оказалась бы отнюдь не восемь с лишним миллионов рублей, а раза в два-три дороже!
Активность наших университетских пользователей достаточно высока. Особенно тех исследователей, которые проходят стажировки за границей. Но есть и такой момент. Преподаватели и научные сотрудники мало информированы о том, где, что и как можно получить, хотя на многие из сегодняшнего списка ресурсов университет подписывается уже с 2004 года.
– Ведется ли библиотекой работа по информированию преподавателей, студентов?
– Да, работа по продвижению знаний о тех ресурсах, которые есть, ведется. В прошлом году у нас было пять семинаров, которые прошли с участием представителей фирм, предоставляющих электронные ресурсы, приезжали специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга. Это были полноценные однодневные семинары с презентациями и тренингами.
В этом году такие семинары тоже будут, в дополнение к этому мы хотим подключить собственных сотрудников для того, чтобы они провели консультации на территории вузов, которые вошли в состав федерального университета.
– Спасибо, Евгений Николаевич, за ваши ответы. Желаем успехов!