11 мая студенты-лингвисты 2 курса (гр.04.3 -018 и гр.04.3 -019) вместе с преподавателем дисциплины «Мировая художественная культура» доц. Соловьевой Е.Г. посетили уникальную интерактивную и инклюзивную выставку фламандского искусства в Казанском Эрмитаже. Фигуры персонажей, сошедшие с полотен Давида Тенирса младшего, расположенные вдоль стен по всему периметру информационного зала центра Эрмитаж-Казань встречали и приглашали студентов погрузиться в мир фламандского искусства. В залах Эрмитажа их ждало знакомство с произведениями всемирно известных художников – Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Давида Тенирса Младшего, живописью, печатной графикой и предметами прикладного искусства знаменитых мастеров Европы, большинство из которых происходят из личной коллекции основательницы Эрмитажа – императрицы Екатерины Великой.
Такое оригинальное и увлекающее оформление выставки: увеличенные макеты персонажей картин, медиапроекции, ароматы-ассоциации к картинам, объемные тактильные модели шедевров позволяли погрузиться в эпоху, почувствовать ее, узнать о самых разных аспектах фламандского искусства этого времени. Например, Рубенс не только был выдающимся мастером, но и основал огромную художественную школу. Из его мастерской вышла целая плеяда живописцев, у каждого из них — свое лицо, тема, особая кисть. И хотя золотой век фламандской живописи был очень недолгим, всего 50 лет, это время стало той славой, которой до сих пор гордится Бельгия.
Для студентов-лингвистов особенно интересно было познакомиться с полотнами А. Ван Дейка — второго после Рубенса крупнейшего живописца Фландрии, который вошел в историю искусств как блестящий портретист. Рождались ассоциации. Ведь портретный жанр еще с эпохи средневековья был главным в английской школе живописи, а собственно английская живопись рождалась как живопись портретов. Студенты увидели одну из вершин лондонского периода мастера– «Портрет сэра Уильяма Чаллонера». Он изображает наставника детей короля Карла I, при дворе которого работал сам Ван Дейк.
К выставке были специально созданы ароматы-ассоциации к картинам, благодаря которым можно представить запахи той свободолюбивой, творческой, веселой фламандской жизни с характерными шутками и шалостями. Например, аромат с аристократической вечеринки, полный ноток экзотических духов. Достаточно лишь приподнять стеклянный клош, размещенный рядом с шедевром.
Часть картин на выставке, продублирована также тактильными макетами, чтобы посетители помимо ароматов могли ещё и контактно ощутить Фландрию. Этому же способствовали и отдельные предметы с шедевров, которые можно подержать в руках. Например, кегля с картины «Жатва» Давида Тенирса Младшего или трубочка для выдувания мыльных пузырей с картины «Аллегория бренности» Николоса Ван Верендаля.
Выставка не могла не оставить самые яркие впечатления. Вот что об этом сказали сами студенты:
Самигуллина Дамира: «Сегодня нам посчастливилось стать свидетелями уникальных произведений выставки «Золотой век фламандского искусства». Мастерство Рубенса, Ван Дейка, Якоба Йорданса, Давида Тенирса Младшего, ярко прослеживающееся на полотнах талантливых художников, не оставило равнодушным никого.
В особенности впечатлила, конечно же, возможность прочувствовать идею авторов не только визуально и семантически, но и с помощью своего рода «ароматных станций». Данная концепция предполагает соответствие конкретного аромата определенной картине, что формирует некую ассоциацию к ней, представление о той совершенно неординарной, своеобразной, слегка праздной фламандской жизни».
Байзакова Адель: «Каждую картину мы рассматривали детально, стараясь понять, что же авторы хотели донести до нас. Эмоции, полученные от увиденных шедевров, не описать словами, вот что значит высокое искусство!»
Бурова Юлия: «Меня поразил заложенный в различные картины смысл, который скрывался в мельчайших деталях. Безумно красивые экспонаты и история их создания очень вдохновили меня, а сама выставка показалась мне интересной и информативной».
Понамаренко Екатерина: «После экскурсии я получше узнала о фламандской живописи и ее представителях. Больше всех мне запомнился портретист Антонис ван Дейк своими тонкими, изящными, но крайне точными портретами».
Уникальный выставочный проект мирового уровня Государственного Эрмитажа в Казанском Кремле, позволяющий познакомиться с шедеврами одной из самых значительных в мире коллекций фламандского искусства XVII – XVIII веков – настоящий подарок для студентов и всей молодежи нашего города.