19 января 2024 г. в рамках работы IV Международной научно-практической конференции «Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественно-научным и техническим дисциплинам», посвященной памяти академика РАН К.А. Валиева состоялось заседание секции «Использование STEM- и STEAM-подходов в освоении дисциплин общего и дополнительного образования». В работе секции приняла участие заместитель руководителя по развитию и проектной деятельности образовательного научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук» Балтийского федерального университета им И. Канта” (г. Калининград), которая на пленарном заседании выступила с докладом, посвященным опыту реализации STEAM-подхода в подготовке педагогических кадров в представляемом ею вузе.
К выступлению представлено 13 докладов, из которых в формате онлайн было выслушано 8 докладов, очно выступили педагог начальных классов заочного отделения Международная школа завтрашнего дня (г. Москва), а также преподаватели и студенты ЕИ КФУ.
Заседание секции было открыто модератором, доцентом кафедры физики Сабировой Ф.М. докладом, в котором были представлены результаты совместной работы с доцентом Киргизско-Узбекского международного университета им. Б. Сыдыкова Хаитовым Ш.К. по проблеме реализации STEAM-подхода в подготовке педагогических кадров. Педагог начальных классов заочного отделения, Международная школа завтрашнего дня (г Москва) О.В. Мельникова рассказала о необходимости формирования инженерного мышления с раннего возраста и поделилась опытом обучения инженерной математике для базовой подготовки будущих робототехников, реализуемой на уровне начальной школы. Учитель начальных классов ОШ "Университетская" Елабужского института (г. Елабуга) Назмутдинова А.С. рассказала об использовании STEAM-технологии в начальной школе, продемонстрировав возможности данного подхода на уроках окружающего мира.
Два доклада были представлены преподавателями Ошского государственного педагогического университета (г. Ош, Республика Кыргызстан). М.М. Сатыбалдиев в своем выступлении говорил о необходимости поддержания у подрастающего поколения духовности и сохранения народных традиций в условиях стремительного развития технологий. Профессор ОшГПУ Омуралиева Г.К. подчеркнула необходимость подхода к химии с экологической точки зрения, формулируя концепцию «зеленой химии».
С докладами, посвященным различным аспектам STEAM-подхода в образование, выступили магистранты ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта» (г. Калининград). Максимова О.Р. поделилась исследованием, посвященным практике решения старшими дошкольниками речевых задач на основе STEAM-подхода. О.С. Губарь показала, что изобразительное искусство в коyтексте STEAM играет большую роль в развитии комплексных умений ребенка. Д. А. Масликова обратилась к вопросу преподавания информатики в общеобразовательной школе в контексте STEAM. Хисаметдинова З.Н. представила в качестве STEAM-практики обучения математике учащихся общеобразовательной школы игровую механику.
В докладе зав. кафедрой математики и прикладной информатики ЕИ КФУ Анисимовой Т.И. и магистранта ЕИ КФУ Свищёвой Н.А. была раскрыта важная роль производственных практик в процессе формирования педагогов для STEAM-образования. Магистранты 1 курса Елабужского института КФУ представили свои результаты по выявлению межпредметных связей в образовании через робототехнику в контексте STEAM (Нуриев А.М.) и сведений о взаимосвязях информатики с компонентами STEAM (Ивашкевич Д.В.).
Завершил работу секции заключительный доклад модератора Сабировой Ф.М., посвященный взаимосвязи науки и искусства в биографиях ученых в контексте STEAM, в котором было приведено множество примеров ученых, в том числе и нобелевских лауреатов, которые не только достигли вершин в науке, но и с детства серьезно занимающихся изобразительным искусством или музыкой. В итоге, участники конференции согласились, что art-составляющая в STEAM-подходе в образовании делает данную технологию эффективной при подготовке кадров для современной экономики.