Участники встречи говорили о том, что такое «функциональная грамотность» и как ее развивать
На базе кафедры немецкой филологии прошел научно-практический семинар «Формирование глобальных компетенций при обучении иностранным и родным языкам», нацеленный на понимание специфики читательской грамотности и глобальных компетенций, необходимых при обучении иностранным и родным языкам. В рамках семинара проводилась работа в следующих направлениях: «Пути формирования и развития глобальных компетенций обучающегося», «Применение новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности обучающихся в целом и глобальных компетенций в частности», «Креативное мышление как новый компонент функциональной грамотности» и «Психолого-педагогические условия формирования глобальных компетенций».
В оргкомитет мероприятия вошли ведущие преподаватели Елабужского института, а именно профессор кафедры немецкой филологии и председатель организационного комитета Елена Шастина, доцент кафедры немецкой филологии и заместитель председателя организационного комитета Альфия Сибгатуллина, доцент кафедры немецкой филологии Валентина Панфилова, доцент кафедры немецкой филологии Людмила Трофимова, старший преподаватель кафедры немецкой филологии Алена Барова, старший преподаватель кафедры немецкой филологии Татьяна Бородина.
Декан отделения иностранных языков Марина Ачаева выступила с приветственным словом для участников семинара, пожелав удачи и больших успехов в дальнейшей профессиональной и научной деятельности.
Открыла конференцию доцент кафедры русского языка и литературы Лариса Бубекова с темой «КомПас» - технология измерения и формирования компетентностного портфолио личности». В начале выступления спикер представила Международную сетевую лабораторию «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» и рассказала о ее деятельности, отметив специфику системного единообразного измерения «КомПас». Лариса Борисовна презентавала компетентностное портфолио и таблицу предпочтений ребенка, а в завершении описала принцип работы по Компасу.
«Мы в глобальном мире» - так прозвучало название интерактивной лекции от профессора кафедры немецкой филологии Елены Шастиной. Выступающая рассказала о целях образования в XXI веке, об идеальном результате образовательного процесса, о сущности «функциональной грамотности», «читательской грамотности» и «глобальных компетенциях» и проводимых исследованиях качества образования в России. «Мы можем на своих занятиях в меру своих возможностей способствовать формированию функциональной грамотности как метапредметного умения», - подытожила спикер.
Доцент кафедры немецкой филологии Альфия Сибгатуллина выступила с докладом «Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения иностранному языку». В своем выступлении Альфия Ашрафуловна сделала акцент на важности soft-skills в образовании и бизнесе, объединенных в современную модель 4К. «Критическое мышление одно из ключевых навыков XXI века», - выделила спикер и отметила технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
Мастер-класс на тему «Креативное мышление как новый компонент функциональной грамотности» провела старший преподаватель кафедры немецкой филологии Татьяна Бородина. Лектор подробно рассказала о необходимых условиях креативного мышления, формах деятельности, способствующих его развитию, этапах реализации творческих идей. Татьяна Федоровна в завершении привела примеры заданий, способствующих развитию креативного мышления.
В ходе семинара также интерактивную лекцию «Психолого-педагогические условия формирования глобальных компетенций» провела доцент кафедры немецкой филологии Валентина Панфилова, лекцию «Литературный текст как средство формирования глобальных компетенций будущих учителей (из опыта работы)» доцент кафедры немецкой филологии Людмила Трофимова и старший преподаватель кафедры немецкой филологии Алена Барова, а доклад на тему «Совершенствование культурно-языковой компетентности личности на уроках родного языка и литературы» прочла заведующий кафедрой татарской филологии Рима Камаева.
Организаторы отметили, что прошедший семинар – первый опыт обсуждения данной проблемы, поэтому в следующем году обсуждение будет строиться в ином, более масштабном формате.