9 августа в Елабужском институте КФУ прошли первые мастер-классы в рамках Фестиваля школьных учителей в Елабуге.
"Молодые педагоги мне часто говорят: "Я преподавал это своим ученикам, но они ничего не усвоили", - с этих слов начал свой мастер-класс профессор кафедры математики Техасского университета в Эль Пасо (США) Мурат Чошанов.
Тема доклада Мурата Ашировича - "Конструктивизм как новая философия обучения в США" - вызвала интерес не только математиков, но и учителей, обучающих гуманитарным дисциплинам. Лектор рассказал слушателям Фестиваля о том, как научить ребёнка мыслить и понимать предмет.
В 20 веке в США возникла необходимость обновления американской философии обучения и создания альтернативы направлению "бихевиоризм": педагог создавал определенную педагогическую ситуацию и получал моментальную реакцию учащихся, которые, по факту, не вникали в суть проблемы (вопроса). Такое "поверхностное" объяснение предмета, по мнению ученых, и вызвало появление конструктивизма - новой философии обучения в США.
Американские ученые провели исследование, в ходе которого школьникам предлагалось решить математическую задачу: "У пастуха было 125 овец и 5 собак. Сколько лет было пастуху?". Ответы учеников несколько удивили педагогов: большинство провели математические расчёты и предположили, что пастуху 130, 125 или 25 лет. Это и свидетельствовало о том, что школьники привыкли решать поставленные задачи, не вдумываясь в её условия.
По словам Мурата Чошанова, основная суть конструктивизма как философии заключается в том, что учитель не может передать ученикам знания в готовом виде, и ребёнок должен принимать активное участие в процессе познания, выражать свою точку зрения, не бояться допустить ошибку.
Слова Конфуция: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и, может быть, я запомню, вовлеки меня, и я пойму" прозвучали на мастер-классе как основное положение конструктивизма в обучении.
Модератор вызвал большой интерес педагогов к этой проблеме: многие из них приводили примеры из личной жизни, кто-то - из опыта преподавания. Например, прозвучало что детям легче считать числа, переводя их в денежный эквивалент.
Стоит отметить, что проблема вовлечения ученика в процесс познания актуальна не только для учителей-математиков, на мастер-классе активное участие принимали учителя химии и родного языка и литературы.
Учитель химии Муслюмовского района Раушания Хафаева поделилась впечатлениями от лекции:
- Мастер-класс Мурата Чошанова - очень полезный, учит думать, работать. На лекции мы старались понимать сами, решать поставленные задачи сами, чувствовали себя учениками. Я уверена, что философия, о которой сегодня нам рассказал Мурат Аширович, в сочетании с нашим педагогическим опытом принесёт пользу ученикам.