Апробация учебных пособий по андроидной и биоморфной робототехнике, изданных при поддержке ректора КФУ Ильшата Гафурова, идет в казанском IT-лицее.
Как создавался уникальный учебник по отечественной робототехнике, рассказала одна из его авторов – старший преподаватель факультета математики и естественных наук Елена Любимова.
– Начался «РобоСтарт» с предложения научно-производственного объединения «Андроидная техника» разработать методику использования их роботов для обучения школьников, – поделилась Елена Михайловна. – В 2015 году Елабужский институт КФУ откликнулся на запрос российского НПО. Директор вуза Елена Мерзон всегда выступает сторонницей инноваций и перспективных идей. По ее инициативе мы собрали команду преподавателей и студентов, заинтересовавшихся решением нестандартной задачи. Моими соратниками стали коллеги – преподаватели кафедры математики и прикладной информатики Эльвира Галимуллина и Ландыш Шарафеева, студенты Ильнур Хуснутдинов, Ильгиз Султыев, Александр Мельников, Андрей Чирков, Разиля Галимова, Анжелика Иванова, Лейсан Ибатуллина.
Получив андроидного и биоморфного роботов, мы приступили к изучению их свойств, возможностей, чувствительности датчиков. Вместе писали программы и готовили методику по использованию малоразмерных роботов в образовательном процессе. Пройдя рецензирование, при содействии ректора КФУ Ильшата Гафурова, выпустили три книги: учебное пособие «Основы робототехники», лабораторные практикумы «Программирование андроидного робота AR-101M» и «Программирование биоморфного робота MR-200».
– В чем отличие отечественной робототехники от зарубежных аналогов, которые не так давно появились в школах, учреждениях дополнительного образования?
– Роботы, выпускаемые «Андроидной техникой», служат удобными платформами для научно-технических исследований и творчества. Биоподобные роботы позволяют заполнять методические пробелы, присущие западным роботам-конструкторам. Они дают возможность не только взаимодействовать с андроидами, но и программировать их в соответствии со сферой применения, что отражает векторе развития современных технологий. Использование биоподобных роботов позволяет отойти от концепции «мелкой моторики» и развивает инновационное мышление у детей.
– Как организована апробация в IT-лицее?
– В качестве педагогов выступают как преподаватели Елабужского института КФУ, так и студенты, участвующие в «РобоСтарт». Наши партнеры направили для апробации 12 биоморфных и 6 андроидных устройств, готовых к программированию, а также 10 роботов-пауков в разобранном виде. Лицеисты-восьмиклассники встретили нас с огромным интересом. Нужно сказать, что это одаренные дети, ловко жонглирующие информационными технологиями, имеющие высокие достижения в области программирования. Тем не менее, в робототехнический класс они идут с удовольствием, зная, что им предстоит сделать новые открытия. Ребятам хочется разобраться в устройстве механизмов, научиться управлять ими.
Педагоги должны помнить, что изучение роботов – это не просто перспективное и занимательное направление в школьном образовании. Это еще и ответственность, соблюдение техники безопасности, понимание моральных аспектов.
– Что дальше?
– Апробация учебно-методического сопровождения продлится в IT-лицее до конца учебного года. По ее итогам мы будем вносить коррективы в учебники, совершенствовать методику, сформируем рабочие тетради. Первые результаты дадут толчок к развитию российской образовательной робототехники. Специалисты НПО узнают, какие технические характеристики и иные аспекты востребованы сегодня школой. Роботы подвергнутся модификации, чтобы стать максимально полезными в обучении.
На следующем этапе Елабужский институт КФУ будет делиться полученным опытом на семинарах, мастер-классах, научно-практических конференциях. Создав основательную научную базу и пройдя необходимые экспертизы, мы планируем предложить использовать наши учебные пособия школам, – отметила Елена Любимова.
Проект «РобоСтарт» стартовал успешно, а значит не за горами создание инновационной среды для изучения, исследования и формирования социальной направленности отечественной робототехники. Внедрение в образование достижений российского НПО в рамках реализации САЕ «Учитель XXI века» поможет воспитать в школах будущих программистов, инженеров и технических специалистов, уверены участники проекта.
«РобоСтарт», направленный на формирование нового и изменение существующего содержания образовательных программ, тесное сотрудничество университета и школы, усиление практико-ориентированной части и политехнизации обучения, в полной мере соответствуют целям и задачам одной из ключевых стратегических академических единиц «Учитель XXI века», в реализации которой участвует наш вуз.